Ефим Яковлевич Коган так неожиданно ушел, мы даже не успели сказать, что он значил для каждого из нас.
Говорят, в жизни появляется учитель тогда, когда человек готов. Я бы добавила, он появляется именно тогда, когда человек нуждается в учителе другого уровня, как ГУРУ, который покажет путь к самореализации, передает свои знания, тем самым направляя дальше. Ефим Яковлевич был для меня именно ГУРУ – великим учителем...
Знакомство
В 2006 году Министерство образования и науки Республики Казахстан приступило к разработке новой редакции образовательного стандарта 12-летней школы, с новыми образовательными результатами. Велась большая работа с участием ученых и практиков по разработке инстументариев оценивания новых компетентностных результатов. Ефим Яковлевич со своей командой, как лучшие специалисты, были приглашены для участия в этой работе. Когда нами в начале 2007 года в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова готовилась первая научно – практическая конференция по проблемам компетентностно-ориентированного образования с участием ведущих ученых, в Министерстве рекомендавали пригласить из РФ Когана Е.Я. Как проректор университета и организатор конференции я тогда сама написала письмо с приглашением в Уральск, на нашу конференцию, получила его согласие. Таким образом, наше знакомство состоялось в феврале 2007 года в Уральске, и эта встреча была судьбоносной, началом моего дальнейшего везения и новых успехов в моей научно-практической деятельности.
Общаясь с Ефимом Яковлевичем в формальной и неформальной обстановках, я стала понимать, что этот человек - Ученый и Практик планетарного масштаба, при этом умеющий оставаться очень простым в общении. Честно говоря, мне до уровня понимания Когана тогда было далеко, но я пыталась забираться на ступенечки, ведущие к нему. А он умел поддерживать, как бы спускаяся навстречу.
Шанинка
В тот же год Ефим Яковлевич открыл мне дорогу в Московскую Высшую школу социальных и экономических наук (МВШСН) – в Шанинку. Осень 2007 года. Звонок от Е.Я.Когана: «Светлана, я Вам предлагаю возможность дистанционного обучения в магистратуре в Москве, в МВШСН - это двухдипломная программа с Манчестерским университетом. В этом году Теодором Шаниным выделены гранты для Казахстана и Средней Азии. У вас есть шанс». «Я отвечаю типично, как обыватель, что «я же кандидат педагогических наук, зачем мне магистратура», а Ефим Яковлевич говорит, «Знаете, это совсем другое, Вы даже не представляете, что такое Московская школа: это высокий уровень преподавателей, это совершенно иная программа и новейшая методика обучения, я знаю, что это - Ваше, то что Вам нужно!». В этих словах было все: забота, поддержка, понимание. Не каждый, в наше время, проявит такую заботу о совершенно другом, почти незнакомом человеке.
Скажу честно, обучаясь в Шанинке 2,5 года (группа ЦИОП-5) я накопила огромный багаж и для докторской диссертации, и дальнейших исследований в образовательной сфере. Мне, получившей высшее образование в провинциальном вузе Казахстане, эта учеба в Москве была подарком судьбы, я бесконечно благодарна Ефиму Яковлевичу за эту уникальную возможность получить образование Европейского уровня. Высокий уровень профессорско-преподавательского состава самой Школы и приглашенные профессора из мировых ведущих вузов и международных организаций, ежегодные Международные февральские конференции с участием ярких звезд отечественной и мировой науки – об этом и мечтать не могла раньше! В свои 47 лет я села за студенческую парту и слушала самого Теодора Шанина, Майкла Барбера, Андреаса Шляйхера, удивительные аудиторные и внеаудиторные общения с Анатолием Каспаржаком, Константином Ушаковым, Исаком Фруминым, Олегом Лебедевым, Борисом Хасаном, Катериной Поливановой, Еленой Ленской, и многими другими...
Вот так с легкой руки Ефима Яковлевича оказалась в Московской школе, которая восполнила мои пробелы и запросы, показала уровень настоящих исследований. Каждая выполненная и сданная работа, каждый наш проект готовились как мини-диссертации, все выводы - только на основе реальных исследований. Не секрет, было нелегко, но пришлось ломать и перестроить свое мышление, и это пошло только на пользу. Моя магистерская диссертация по руководством К.М.Ушакова – по требованию к работе - это уровень PhD, докторантуры. После этого быстрее пошла начатая ранее работа по моей докторской диссертации. И во всех моих успехах лежит след Когана.
Часто вспоминаю слова Ефима Яковлевича – «Вы даже не представляете, что такое Московская школа,...это то, что Вам нужно». Да, действительно, я потом поняла, что это именно то, мне нужно было. Это и есть чутье, искреннее пожелание добра, проявление поддержки со стороны старшего друга.
Дальнейшее сотрудничество
Наш университет заключил договор о сотрудничестве с Приволжским ФИРО: совместно работали с Ефимом Яковлевичем и с его командой - Викторией Аркадьевной Прудниковой, Галиной Борисовной Голуб, Ириной Самуиловной Фишман и др. - над проектами по формированию ключевых компетентностей студентов в процессе прохождения ими педагогической практики, по организации самостоятельной работы студентов в условиях кредитной системы формирования. Разработали научно-методические пособие по оценке образовательных результатов, и составлению компетентностно-ориентированных заданий и др. Мы включили в расписание Когана Е.Я., как доктора физико-математических наук, проводить лекции, мастер-классы и семинары со студентами, магистрантами и преподавателями физмата. Проректора университета сами старались попасть не его занятия, восхищались нестандартным методам уроков, умению задавать вопросы.
Главным итогом нашего плодотворного сотрудничества была грандиозная, не побоюсь этого высокопарного слова, по уровню и масштабу Международная научно-практическая конференция «Модернизация национальной системы образования и ее роль в формировании нового качества человеческих ресурсов» в Уральске.
Эту конференцию мы инициировали с Ефимом Яковлевичем вместе. Обучаясь у мэтров российского образования, жадно впитывая все новое, что творилось в МВШСН, на конференциях, я осторожно поделилась с ним о своем нескромном желании «вытащить» корифеев современного казахстанского и российского образования в наш небольшой областной центр Казахстана, созвав научную конференцию. Он поддержал, мало того, взял некоторые обязательства и на свои плечи! Мы придумывали и обсуждали тему конференции, направления секционных заседаний, мастер-классов. Продумали кого пригласим, как их «доставим» в Уральск, ведь самолеты летали тогда 1 раз в неделю из Москвы к нам и обратно. Вот отрывок из его письма: