Болотов
Виктор Александрович
Заслуженный профессор НИУ «Высшая школа экономики»,
академик Российской академии образования,
член Общественного совета Министерства науки и высшего образования
Я познакомился с Ефимом в начале девяностых, когда работал в Министерстве образования. Он, проездом в Москве, зашел ко мне посоветоваться, стоит ли ему принимать приглашение губернатора Самарской области возглавить региональный департамента образования.

Он рассказал о себе, что он доктор физико-математических наук, профессор, успешный преподаватель, есть ученики… Я спросил его: «Зачем вам это надо? Вы же успешный человек?». Надо понимать, что в те годы ему пришлось бы отвечать за разваливающиеся детские сады, школы, интернаты, всегда быть виноватым во всех бедах.

Ефим мне тогда ответил: «Мне обидно за детей, я хочу что-то изменить для них к лучшему». Я пожелал ему удачи и предложил свою помощь. Вскоре он действительно стал начальником департамента образования.

Через некоторое время мы вновь встретились на одном совещании, Ефим попросил совета, и мы проговорили несколько часов. Он рассказал о новациях, которые хотел внедрить в Самарской области. Я сказал, что некоторые из них кое-где уже внедряются, другие пока нет, но они очень интересные и перспективные, и я готов участвовать в мозговых штурмах по их разработке. Были и такие новации, которые я ему не советовал внедрять, «за них голову оторвут». Он сказал, что все понял.

Важно сказать, что у Ефима было хорошо структурированное логическое мышление, он выстраивал план действий по решению тех задач, которые он ставил. Он не стеснялся учиться, как многие, не стеснялся спрашивать, если ему было что-то неясно.

У него было много планов, и почти все они начали сбываться. Например, среди них было объединение малокомплектных сельских школ, которые никакого образования реально детям не давали, в комплексы, куда доставляли детей на учебу. Или создание муниципальных или субрегиональных методических комплексов.

Ефим ввел ваучеры в системе повышения квалификации, когда учителя школы могли выбирать, где учиться, что нужно школе и что нужно им самим. Этим он демонополизировал систему повышения квалификации.

Он забрал профтехобразование на уровень субъекта Федерации. Против этого было много возражений, говорили, что это разрушит систему среднего профессионального образования. Но Ефим спрашивал: «Кому нужны выпускники профтехучилищ, Федерации или области? Области. О чем разговор?». Кроме того, он ввел независимую оценку качества подготовки выпускников ПТУ.

Все, что он замыслил, он начал делать и никогда не оставлял своих задумок. Для российской системы образования тех лет что-то было в зоне ближайшего развития и достаточно быстро пошло в жизнь. Что-то было за пределами горизонта, и до внедрения его идей по всей стране прошло 5-10 лет.

В Самарской области в разное время работало и продолжает работать огромное число управленцев, которые называют себя учениками Когана. Это министры и заместители министров, главы местного самоуправления, руководители представительных органов власти, вице-губернатор, ректоры вузов, руководители промышленных предприятий. В Якутии и на Ямале, в Таджикистане и Казахстане найдутся люди, которые скажут я учился у Когана

Ефим обладал целеустремленностью и хорошо организованным мышлением, легко ломал стереотипы и строил принципиально новое. Он создал очень много прецедентов для российской системы образования. Можно перечислить много его достижений, но главное – он был ледоколом, который ломал лед. По «чистой воде» люди шли и воплощали созданные им модели управления

Он этому учил и меня. С его помощью я несколько раз выходил из колеи обыденности и стереотипности, принимал новое, неожиданное. Бывало, что я ему говорил: «Это завиральная идея, можешь об нее голову сломать». Но через год-два приходилось признать, что он был прав.

А еще он был прекрасным человеком. У него было отличное чувство юмора, он очень хорошо выступал, а как он пел украинские песни! Он был моим другом, и его уход для меня – огромная личная потеря.


Made on
Tilda