Классен
Владимир Яковлевич

Директор по корпоративному управлению и кадровой политике АО "Группа компаний "АКОМ"
Человек, который потряс мой внутренний мир
До встречи с ним я был молодым успешным карьеристом. В 27 стал директором самой большой школы в городе. Время было очень динамичное, шел слом старой системы, рушилась страна, в которой мы родились, выросли, получили образование. Было чувство определенного задора, несмотря на не очень ясные перспективы. И тут в моей жизни появляется человек, который заявляет абсолютно немыслимые, циничные вещи: "Выпускники школ, стремящиеся во чтобы то ни стало получить высшее образование слишком амбициозны".

"Подавляющее число директоров школ и педагогов не могут внятно сформулировать цели своей деятельности в виде четко определенных, измеряемых результатов".

"Ресурсы, не поддающиеся модернизации, подлежат утилизации! - А как же людские ресурсы? - И людские тоже! От неэффективных сотрудников нужно избавляться, мы не собес."

"Мы должны прекратить давать знания, которые никому не нужны и готовить учеников к жизни, которой уже нет!"

Холодный душ этих принципов вызывал протест, сопротивление, дискуссии, которые проходили иногда на грани истерик со стороны критиков. Но абсолютно никто не мог остаться равнодушным.

Он на практике показывал совершенно новые, непривычные для нас управленческие приемы. Умение держать удар, выстраивать безупречные по своей логике аргументы, не обращать внимание на агрессию оппонентов, на попытки перевести дискуссию в эмоциональное русло на грани личных оскорблений. И конечно же совершенно потрясающее чувство юмора.

Почувствовав на себе его способность превращать оппонентов в своих сторонников, мы были свидетелями того, как может человек, убежденный в своей правоте, добиваться поставленных целей. "Делай, что должен, и будет что будет".

Я очень долго хранил в личном архиве копию документа, в котором глава одного из муниципалитетов, исчерпав аргументы против вхождения его района в образовательный округ, выдвинул последнее требование: "Округ должен называться Центральным!" А на полях резолюция: "Согласен. Хоть Центральноафриканским! Коган."

При этом никогда противоречия в профессиональных вопросах не переносились им на личные отношения. После самых жестких споров, за редким исключением, общение могло продолжится в неформальной обстановке, в абсолютно доброжелательной атмосфере. Он великолепно рассказывал анекдоты. Причем анекдоты становились очень часто дополнительным аргументом в обсуждении принципиальных вопросов. Приведу пример. После одного из семинаров, за ужином разгорелся спор: чем отличаются компетенции от знаний и умений. Анекдот от Е.Я. "В специфическом закрытом лечебном учреждении группа пациентов решила устроить побег. Главным препятствием являлся высокий забор. Лидер группы организовал строительство участка такого же забора в укромном уголке территории и стал проводить тренировки по его преодолению. Все шло замечательно, но вечером, перед запланированным побегом обескураженный главарь ворвался в палату с криком: "Всё пропало, побег сорвался! - Нас что, предали? - Нет, забор снесли!"

Мы строили действительно новую образовательную систему. Сопричастность к большому и успешному делу вселило уверенность. На всю жизнь закрепились профессиональные навыки рацинального анализа, определения критериев эффективности своей деятельности и деятельности подчиненных. Особенно ценным считаю выработанный, благодаря школе Е.Я. очень тщательный подход к целеполаганию. "Когда цель не определена любой выстрел можно считать успешным."

После определенного перерыва я вновь оказался в команде минобра. Это была настоящая команда, состоявшая из воспитанников Е.Я., которых связывали не только профессиональные взгляды и подходы, но и дружеские отношения. Я называю это время "периодом профессионального счастья". Много было сделано. Сейчас не об этом. К огромному сожалению мы не смогли обеспечить необратимость изменений. Ряд базовых вещей, заложенных Е.Я.Коганом и его последователями сейчас законодательно закреплены в образовательной системе. Но многое сохранить не удалось. Сохранились образовательные округа, но практически выхолощено содержание деятельности ресурсных центров. Школы получили юридическую самостоятельность, однако финансовая самостоятельность, считавшаяся важнейшим достижением, практически превратилась в формальность. И, наконец, так и не сделан следующий логический шаг - к академической самостоятельности образовательных организаций. Работа над новыми ФГОС начиналась в начале десятых гг. с провозглашения принципов максимального учета запросов и обеспечения развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. К сожалению, судя по публикуемым документам и рассказам бывших коллег, все свелось к жесткому административному регламентированию учебных планов, ограничению права учителя на выбор учебно-методических комплексов и ограничению права ученика на выбор индивидуальной образовательной траектории.
Made on
Tilda