Асмолов
Александр Григорьевич

Заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В.Ломоносова,
Директор Школы антропологии будущего РАНХиГС,
Академик РАО
Ефим Яковлевич Коган стал в моей жизни одним из тех, кого психологи называют «Значимые другие».

Мне посчастливилось (и это не фигура речи) встретиться с Ефимом в бурные 90-е годы, когда он приехал на слет региональных министров образования. Я помню, как на сцену поднялся незнакомый человек и стал задавать аудитории вопросы, которые выбивались из привычной стилистики образования. Он был энергичен, решителен, и невероятно четок.

В перерыве между заседаниями я подошел к нему и спросил: «Дорогой коллега, какие ветра вас занесли на образовательную галеру?». Оказалось, что передо мной физик, который имеет в анамнезе одну из серьезнейших научных школ. Физик, который может просчитывать разные реальности и причастен к неклассической ядерной физике, связанной с именем Нильса Бора.

Кстати, Бор в свое время говорил: «Ваша идея недостаточно безумна, чтобы быть великой». У Ефима Когана в образовании было много таких «безумных» идей. Он был проектный управленец от Бога. Его, прежде всего, интересовало, как мир образования трансформируется от его решений и действий. Он никогда не был спринтером, он всегда был стайером, рассчитывал надолго и был невероятно, по-научному упрям в достижении своих целей.

Не скрою, мы часто с ним спорили: для меня в образовании более значимо человеческое развитие, а Ефим смотрел на образование как на драйвер экономического развития страны. Наши идеи во многом пересекались и одновременно создавали пространство для интеллектуальных поединков.

В те годы, когда Ефим был министром Самарской области, образование в регионе стало одним из лучших в России. Ни у кого бы язык не повернулся назвать это образование региональным или провинциальным – это было когановское образование. Ефим был тем министром образования, присутствие которого украшало команды губернаторов, а не наоборот.

Любимый конек Ефима – это технологическое образование. Именно он подготовил ряд проектов, которые изменили понимание технологического образования и в системе школьного образования. Он был первым, кто разработал яркие программы технологии в школе, не сводя их к привычным урокам труда, а придав им буквально космическое значение, связанное с четвертой промышленной революцией. Он превратил технологию в систему проектирования и развития ума для наших школьников, в этом была его уникальная заслуга.

Один из последних проектов, которые мы вели с Ефимом, и который родился, благодаря ему, был посвящен тому, как меняется мир профессий в современной ситуации вызовов, сложностей, неопределенностей и разнообразия. Этот проект можно назвать научно-исследовательским. У нас опять была дискуссия, горение мысли. Именно этот проект мы обсуждали в Москве за несколько дней до трагического финала. На этой высокой ноте прервался полет одного из мастеров образования России, реального лидера, человека, который умел мотивировать людей, Ефима Когана.

Made on
Tilda