Реморенко
Игорь Михайлович
Ректор ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет"
Смелый человек Ефим Коган
Мы с Ефимом Яковлевичем познакомились ещё в 90-ых, - время смелых и решительных людей. Как раз тогда все регионы писали собственные программы развития, исподволь соревнуясь друг с другом как в выборе приоритетов, так и путей их достижения. Каждое заметное управление образованием края, области или республики старалось сформировать команду реформаторов. Ефим Яковлевич был очень органичен Самарской области – правый губернатор-либерал и убедительный, настойчивый и последовательный министр образования. Самарцы не боялись сравнивать себя с миром, одними из первых у нас в стране заявили тогда ещё очень непривычный компетентностный подход.

Я редко в то время участвовал в неформальных посиделках, не вникал в тонкости отношений «федералов» и «регионалов». Но очень хорошо помню, и по рассказам его товарищей можно сделать тот же вывод, что Коган, фактически, был одним из основных лидеров клуба региональных министров образования. Отчасти, - законодателем мод, отчасти экспертом, находившим везде недоговорённости, недодуманности, пустые места. Для меня он в первую очередь таким и запомнился. Ефим Яковлевич работал, если уместно использовать это понятие, в «зоне ближайшего развития». Он как бы обнаруживал логические недостатки и своими суждениями, контраргументами подталкивал партнёра по дискуссии достраивать его аргументы, улучшая видение и последующую проектную работу. Порой с Коганом можно и нужно было не соглашаться. Он как раз из тех партнёров, с которым следует иметь дело на сопротивлении, без дискуссии с которыми проекты не реализуются. Именно так мы занимались реструктуризацией сети сельских школ, оттачивая и находя самые разные возможные приемлемые варианты.

Вообще, конечно, для меня Ефим Коган – чрезвычайно проектный человек. Как только я начал работать в министерстве, и мы взялись за уточнение приоритетов второй волны модернизации образования, самарский министр присылал короткие отчётливые тезисы, буквально на одну страницу, так, чтобы можно было тщательно обсудить. Договорившись о принципиальных моментах, строили планы по реализации. И в этом случае Коган превращался из настойчивого дискутанта в надёжного партнёра. Когда он оставил государственную службу, мы продолжили делать общие проекты с самарским филиалом Федерального института развития образования, которым он руководил.

Когда и я расстался с чиновным статусом, мы вместе занимались обновлением содержания образования. Ефим Коган и Виктория Прудникова стали нашими партнёрами по созданию примерных образовательных программ по «Технологии». Помню тогда говорили, что идёт битва двух партий: «партия табуретки» и «партия 3D-принтера». Так образно сравнивались эксперты по технологическому образованию. Коган, конечно, принадлежал ко второй группе, но для него также всегда была важна ориентация на регион – на конкретные рынки труда и сферы занятости. Таковой была и структура компетентностей, над которой работала команда Ефима Яковлевича, они старались поймать результирующую в интересах самых разных социальных групп, способных выступать заказчиками образования.

Сейчас, конечно, управленческий крен сместился в область исполнительства и администрирования. Добиваться результата и выполнения показателей важнее, чем их осмыслять и строить общие картины преобразований. Но смысловые времена вернутся, смелые люди ещё будут нужны. И мы снова перечитаем тексты Ефима Яковлевича и вспомним его энергию.

Made on
Tilda