Примерно через месяц после конференции «ТЕХНОЛОГИЯ 2000» в Самаре, 27 июня 2000 г. на коллегии Минобра прошло обсуждение вопроса о преподавании в школе образовательной области Технология. Отвечающий в министерстве за это направление Анатолий Васильевич Марченко пригласил на заседание как сторонников традиционного трудового обучения, так и тех, кто считал, что пора уже «что-то в консерватории подправить». Среди последних были Ефим Яковлевич Коган, Алексей Львович Семёнов, ваш покорный слуга вместе с Павлом Алексеевичем Якушкиным и наш друг из Англии Джеймс Питт, который пришёл, чтобы понять, какое будущее ожидает технологическое образование в России.
Алексей Львович Семёнов, как обычно, не расставался со своим ноутбуком, в своем выступлении сделал акцент на значении информационных технологий и предложил усилить внимание к их изучению в школе. Думаю, что некоторые из присутствующих поняли это как прямой призыв к полной замене ручного труда в школе работой на компьютере. Во всяком случае, ведущий заседания задал залу вопрос: «Я так и не понял, наши дети будут уметь ремонтировать утюг?»
Ефим Яковлевич приехал на коллегию не с пустыми руками. Он привез результаты проекта, выполненного школьниками в Технологическом центре ОРТ под руководством Александра Иосифовича Фрадкова и при поддержке основателя торговой марки «У Палыча» Александра Павловича Мербаума. Это был классический проект, начинающийся с проведённого самими школьниками маркетингового исследования предпочтений любителей пряников и завершающийся изготовлением пряников и их презентацией для членов жюри. Один из не съеденных членами жюри эксклюзивных пряников после своего выступления Ефим Яковлевич передал ведущему заседания.
Когда отведенное на заседание коллегии время уже истекло, ведущий решил дать слово «представителю телевидения, у нас тут в списке есть ещё ОРТ, мы не можем ему отказать». Первый раз я был рад тому, что ОРТ, основанный в 1880 году как «Общество ремесленного труда», спутали с телекомпанией ОРТ, основанной 115 лет спустя как «Общественное российское телевидение». Так что на вопрос про утюг пришлось отвечать мне: «Наша цель не учить школьников ремонтировать утюги, а вырастить будущих инженеров, которые будут, во-первых, проектировать такие утюги, которые не надо постоянно ремонтировать, а во-вторых, зарабатывать достаточно денег, что бы их покупать».
Кто знает, если бы Ефим Яковлевич привёз в министерство больше пряников, то может быть в Учительской газете от 10 июля 2000 г., №28 не появилась бы статья «
Прославим Родину... проектом! Технология должна полностью изменить содержание труда... или отношение к труду?»
Автор статьи, Семён Каплан так отреагировал на выступление Ефима Яковлевича:
«Технология – это не усложненный или обновленный труд (здесь имеется в виду не предмет, а нормальная, человеческая работа), это способ формирования конструктивного (или проектного) мышления. Везде! В любой области человеческой деятельности, – как отметил на коллегии глава Самарского управления образования Ефим Коган. Он честно проинформировал собравшихся, что в новой образовательной области труд рассматривается не как цель жизни, но как средство для нее; что главной ценностью в ней являются не
умение (по-русски: ремесло) или
знание (по-русски: мудрость), а
компетентность, возможность распоряжаться знаниями и умениями, планировать их, управлять ими. Так что же, исходя из этой философии, любой квалифицированный
менеджер (по-русски: чиновник) должен получить железное преимущество не только перед рабочим, но и перед ученым? Выходит тот, кто
планирует,
проектирует (
манипулирует работой), теперь будет важнее того, кто работает?»