Черноиванов
Владимир Борисович

Директор Самарского социально-педагогического колледжа
Когда Ефим Яковлевич Коган пришел в Управление образованием администрации Самарской области, я работал директором педагогического училища № 2. Сейчас у нас 63 учреждения среднего профессионального образования, подчиненных Министерству образования и науки Самарской области. А тогда было всего лишь семь педагогических училищ, и в одном из этих училищ я и работал.

Поскольку училища базировались в разных городах региона, то областные совещания проходили то в Самаре, то в Подбельске, то в Сызрани, то в Чапаевске, то в Тольятти... То есть, по месту прописки педагогических училищ. И Ефим Яковлевич на этих совещаниях присутствовал. Не всегда (у министра широкий круг обязанностей), но довольно часто. Подготовку педагогических кадров он считал одним из важнейших вопросов, и, если участвовал в таком совещании, то обязательно выступал, и выступления его не были дежурными. Говорил он всегда коротко, но всегда по делу - чувствовалась глубокая осведомленность в проблеме. А слушали его, я бы сказал, заворожено. Речь Когана доходила до каждого. Умел Ефим Яковлевич простым языком сказать даже о самых сложных вещах. И умел вдохновлять. Мы всегда уходили с таких совещаний с четким представлением о том, куда движется система профессионального образования и о тех задачах, которые в связи с этим перед нами стоят.

До сих пор храню записи, которые делал, слушая тогда Когана. И перечитывая сейчас эти свои заметки, удивляюсь тому, насколько современно звучат слова, сказанные в те далекие годы. Ни одно из его замечаний, касалось ли оно работы системы в целом, работы образовательного учреждения или отдельного педагога, не потеряли своей актуальности.

Посчастливилось мне бывать и в совместных с Ефимом Яковлевичем командировках. Как-то поехали в Липецк на Всероссийское совещание директоров педагогических училищ и ректоров педагогических вузов. И, помню, вузовцы начали, как обычно, рассказывать о том, каких прекрасных учителей их вузы готовят, и с каким удовольствием эти учителя идут работать в школу. Человек пять, наверное, ректоров выступили, и после этого дали слово Когану. У него, как понимаете, был прямо противоположный взгляд на все это. И, что крайне важно, аргументированный. Коган никогда не был голословным. Он всегда оперировал цифрами и фактами. И в Липецке тоже. И он говорил том, что нужна независимая экспертиза оценки деятельности учебных заведений, профессиональных в том числе. И о том, чему и как должны учить будущих педагогов, чтобы те отвечали требованиям времени.

Гробовая тишина воцарилась в зале после этого выступления. Ни один из ректоров, а собрались, повторюсь, ректоры педагогических вузов чуть ли не всей России, не решился Когану возразить. Сказать: "Ефим Яковлевич, вы не правы".

Кстати, о внешней экспертизе. Хотя ЕГЭ и не был его собственной идеей, он ее всецело поддерживал, и правильно, я считаю. ЕГЭ - это возможность выпускнику любой школы, даже той, что находится в самой что ни на есть глубинке, в сотнях, тысячах километров от университетских городов поступить в вуз. Даже если этот выпускник из малообеспеченной семьи. Если его родители не состоянии дорогу до вуза оплатить. А все потому, что благодаря ЕГЭ, выпускник школы может сразу в пять вузов отправить документы. Не выезжать никуда, а просто отправить документы. И, если у него есть голова на плечах, и учитель хорошо его подготовил, и независимая экспертиза это подтвердила, то в какой-то из этих вузов он непременно поступит.

Когда Самарская область вводила эту процедуру, а она ввела ее одной первых, критики было немало. И главным образом в педагогическом сообществе. И понятно почему критиковали. Кому хочется, чтобы не только его положительные стороны были видны, но и отрицательные. Возьмем учителя, скажем, физики, который работает в сельской школе. Разве он поставит своему ученику двойку? Это же все равно, что поставить двойку себе. А ЕГЭ - это внешняя экспертиза. Это объективная оценка деятельности и ученика, и учителя. И по получении результатов единого экзамена и учителю, и учебному заведению становится понятным, над чем и как работать.

Вообще, одним из главных качеств, которыми Ефим Яковлевич обладал, помимо, конечно, системного мышлениями, позволяющего ему видеть вещи в их взаимосвязи, была в нем вот эта редкая и очень ценная способность смотреть, что называется, за горизонт. И потому еще, я считаю, все идеи, которые ему удалось воплотить, продолжают жить. Например, идея создания в малых городах многопрофильных колледжей.

У нас в селе Подбельск было хорошее педагогическое училище, готовившее качественных сельских учителей. И вдруг Коган говорит: "Надо училище в Подбельске закрывать и переводить его в Похвистнево".

Лидия Сергеевна Пеляк была директором училища в Подбельске. И кадры там были хорошие. Уникальные кадры. Так Лидия Сергеевна горючими слезами плакала, когда узнала, о том, что училища в Подбельске не будет. И мы ей очень сочувствовали. Но Коган убеждал, что это необходимо для развития Похвистневского и близлежаших районов. На каждую проблему он обязательно смотрел еще и с экономической точки зрения. Помню его фразу о малокомплектной школе: малокомплектная школа – это школа, где по очень высокой цене мы получаем очень плохие результаты. И он считал, что нерационально иметь в одном кусте несколько профессиональных училищ, распыляя силы и средства, которых, а это были 90-е, и без того в обрез. Считал, что надо создать одно, объединенное учебное заведение. Объединенное и хорошо оснащенное, с современными аудиториями, лабораториями, библиотеками, ресурсным центром и медицинским кабинетом. И поручил Лидии Сергеевне заняться этим всем. Дал ей для размещения педагогического училища здание интерната. И она занялась, и вот уже больше 20 лет как он существует, Губернский колледж города Похвистнево, где молодые люди могут получить профессии и педагогического, и социально-гуманитарного, и медицинского, и экономического, и технического профилей. И при этом по-прежнему не уезжая за сто пятьдесят километров от дома. Учиться в родных местах, но в условиях, ничем не уступающим городским. Получить профессию и остаться здесь же, дома, работать. То самое закрепление кадров, которое всегда было большой проблемой.

Кстати, все подбельские педагоги были в этом колледже тогда, насколько я знаю, трудоустроены. Подбельск же недалеко от Похвистнева, а Коган Лидии Сергеевне автобус дал, и она возила людей.

По инициативе Ефима Яковлевича точно такие же многопрофильные учебные заведения были созданы в Чапаевске, Сызрани. И эту идею Когана тут же подхватили и другие регионы России. Московская область в том числе.
Made on
Tilda