Ливенцев
Алексей Владимирович
Специалист по связям со СМИ регионального Центра детско-юношеского технического творчества
Примерно два года назад мы с бывшими коллегами пересеклись почти случайно. Нам было, что вспомнить. Наша совместная работа в министерстве приучила смотреть на мир примерно одинаково. У нас есть общий опыт, общие воспоминания, победы и неудачи. Как то случайно в разговоре мы обозвали себя «сектой свидетелей Когана». Никто из нас и подумать не мог, что пройдёт совсем немного времени и общая для нас константа перейдёт из разряда «постоянно рядом» в разряд «навсегда в памяти». Впрочем, мы ещё не научились говорить о Ефиме Яковлевиче в прошедшем времени.

Мне довелось стать в 2001 году пресс-секретарём министерства образования и науки региона. Это было весьма непростое для руководства образовательного ведомства время. Нововведения не принимались ни населением, ни работниками образования. Ефим Яковлевич к тому моменту нажил себе огромное количество оппонентов в публичной сфере и стало понятно, что без управления внешней информацией и адекватной работы с журналистами успех реформ под большим вопросом. Впрочем, по моему мнению, тогда Коган и сам не сильно понимал, какими должны быть первые и последующие шаги по обеспечению позитивного общественного мнения по отношению к реформам образования. Нам предстояло пройти очень непростой путь до 2005 года, когда педагогическое сообщество сменило гнев на милость в отношении и реформ и самого «главного реформатора». Как потом оказалось, Самарская область и в этом деле оказалась «впереди планеты всей». Ефиму Яковлевичу удалось не только сформировать систему управления информацией, но и снабдить её понятным инструментарием и чёткой идеологией. Он очень любил повторять: «Кто чётко мыслит, тот ясно излагает». Его профессорское математическое мышление позволяло своевременно расставить акценты, привлечь опытных экспертов и в короткие сроки добиваться отличных результатов.
Коган не переставал удивлять. Своей категоричностью и потрясающей памятью. Работа с ним превращалась в увлекательнейший квест. Иной раз своими суждениями и вопросами он ставил в тупик. Но отвечать сразу «абы что» было чревато. Любитель заболтать проблему мог быть растоптан двумя точными и едкими фразами. В таких ситуациях лучше было сказать: «Ефим Яковлевич, дайте мне сутки. Я подумаю и дам Вам ответ».

Министр Коган приходил в министерство и свой путь по коридорам начинал с кабинетов специалистов. Он подходил к сотруднику и спрашивал: «Алексей Владимирович, а что у нас с…». Далее вариации – «с запросом телекомпании?», «с подготовкой справочника?», «с проектированием сайта?». Он мог запросто присесть рядом со столом служащего, начать задавать уточняющие вопросы или вступить в дискуссию. Мы не удивлялись, когда открывалась дверь кабинета и заходил шеф (частенько мы между собой его так называли). Очень немногие нынешние начальники используют такой стиль работы. Сначала это держало в напряжении, но потом это побуждало нас постоянно держать в голове все нюансы своей работы и до конца понимать цели и задачи процесса.

Он любил учиться. Вместе с ним это было увлекательно. Я очень чётко помню, как Ефим Яковлевич потерпел сокрушительное поражение в дискуссии на одном из телеканалов. Речь шла о введении единого госэкзамена. Оппонентом министра выступала чиновник городской администрации, сыпавшая доминирующими тогда мифами и штампами. Утро, кабинет министра:

- Алексей Владимирович, что пошло не так? Почему мы проиграли?

- Прежде всего, перестаньте раскачивать ногой и не надо складывать губы в позиции насвистывания мелодии. Это выдаёт вашу нервозность и неуверенность.

- Это действительно так? (смеётся)

- Да, но не всё. Вы говорили, как высоколобый интеллигент, профессор. А Ваш оппонент – на простом русском языке, понятном всем и каждому.

Коган тогда согласился со мной, и мы попробовали отработать некоторые его выступления, переведя «с профессионального на актуальный». В дальнейшем Ефим Яковлевич очень чётко определял аудиторию, работал как потрясающий оратор. Очень скоро в журналистской среде у него появились не просто поклонники, а настоящие приверженцы.

Нам предстоял ещё один бой в очередном ток-шоу на телевидении. В этот раз нам должен был противостоять очень серьёзный оппонент – депутат Губернской Думы. Он прославился постоянной критикой Когана, всех его начинаний и бесконечным воспроизводством штампов противников ЕГЭ. Готовились мы очень серьёзно. В студию были приглашены учителя, директора школ, активисты родительских объединений. Ефим Яковлевич оттачивал тезисы и переводил их на «русский актуальный».

Примерно за час до начала съёмки мне позвонили и сказали, что депутат не сможет принять участия в шоу. Вместо него оппонировать министру будет ректор одного из самарских вузов.

С Коганом мы встретились у поста охраны министерства.

- У нас всё готово?

- Да, Ефим Яковлевич. Только нам изменили оппонента.

- И кто это?

- Пообещайте мне, что не совершите «маневр Примакова» (после начала бомбардировок Югославии Председатель Правительства РФ Евгений Максимович Примаков развернул самолёт над Атлантикой и отменил свой визит в США).

Коган улыбнулся:

- Обещаю.

- С вами в студии будет ректор университета (я назвал имя).

- Он что, с ума сошёл? Он ведь сопредседатель Государственной экзаменационной комиссии!

Для Ефима Яковлевича было непостижимым, как важное должностное лицо, возглавляющее один из крупнейших государственных вузов, может вступать в противостояние с государственной политикой в сфере образования. Тем не менее, министр своё слово сдержал.

Передача получилась очень яркой, эмоциональной и доказательной. На 28-й минуте ректор фактически сдался, перейдя фактически на крик и окончательно растерял способность к конструктивному диалогу в телевизионном формате.

Немного позже я отвёз кассету с записью передачи в Москву, в Министерство образования и науки России. Впоследствии копии этой записи были разосланы в наиболее проблемные регионы как образец действий в условиях острой политической дискуссии.

В 2003 году мы принимали семинар-совещание пресс-секретарей органов управления образованием субъектов РФ с участием федерального министра Владимира Михайловича Филиппова. В Самару приехали мои коллеги. После деловой программы я повёз моих друзей показать нашу набережную. Загулялись мы допоздна. Разумеется, обсуждали темы, которыми тогда жили. В том числе и введение ЕГЭ. Тогда же ночью и состоялась беседа, ставшая потом почти анекдотом.

Нам надо было добраться в гостиницу и мы остановили новенькую Ладу 2114. За рулём был мужчина средних лет. Всю дорогу, пока мы с коллегами продолжали нашу беседу, водитель молчал. Когда я в машине остался один, он осторожно поинтересовался:

- А Вы имеете какое-то отношение к образованию?

- Да, а в чём дело?

- Хорошую штуку придумали – этот ЕГЭ!

Я был очень удивлён! Он продолжил:

- В этом году мой сын закончил школу. Он очень хотел поступить на экономиста. Мы даже взятку приготовили 2 тысячи долларов. А он стал студентом совершенно бесплатно, по результатам ЕГЭ!

- Ну а со взяткой Вы что сделали? – спрашиваю я.

- А мы на ней сейчас едем!
Made on
Tilda