Косарева
Ульяна Венедиктовна
Специалист по образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Я была принята на работу в Главное управление образования Администрации Самарской области 02.11 1998 года. Мне был всего 31 год, и до этого я работала учителем во вспомогательной школе и потом учителем-дефектологом в детском саду. И попала на работу в столь серьезное учреждение абсолютно случайно, без всякого блата или знакомства, практически «с улицы». С этого момента и до конца работы в министерстве образования и науки Самарской области я курировала вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Меньше двух недель прошло, как меня приняли на работу, и меня отправили в Москву на курсы повышения квалификации. И сразу по возвращении была поставлена задача разработать областную целевую программу реорганизации образования детей с особыми образовательными потребностями.

Конечно, решить такую задачу в тот момент мне было «не по зубам». Но была команда: мой первый начальник отдела Самыкин Николай Викторович - опытный, знающий руководитель и добрейшей души человек; заместитель руководителя ГУО АСО Прудникова Виктория Аркадьевна - начальник, безусловно, строгий и требовательный, но справедливый; коллеги по отделу — Рязаева Валентина Ивановна, Рубежанский Олег Юрьевич, - люди, кто помог мне полюбить профессию и поддержал мое становление как менеджера в образовании.

В тот момент дети с ограниченными возможностями здоровья могли получать образование только в условиях специальной группы, класса, школы. И именно в это время стал формироваться социальный запрос на обучение особенных детей в обычных садиках, школах — то, что сейчас называется инклюзивным образованием. И ответ на такой запрос был поставлен мне как главная профессиональная задача.

Да, пришлось многому учиться. Ефим Яковлевич не жалел времени и финансовых ресурсов на обучение своих сотрудников. Мы участвовали во всевозможных семинарах и конференциях, изучали литературу, работали в проектах, в том числе международных, чтобы понять, что и как нужно сделать в регионе, чтобы особые дети имели возможность сделать выбор в пользу образования в специальных классах, школах либо в инклюзивной форме (тогда применялся термин «интегрированное образование»). В итоге появилось четкое понимание: изменения в системе образования особых детей должны быть системными, затрагивать разные возрастные этапы и обеспечить определенные инфраструктурные преобразования. Так были разработаны и реализованы две областные целевые программы на 2001-2004 годы и на 2005-2008 годы.

Ефим Яковлевич, без преувеличения, умел видеть перспективы развития разных направлений образования на годы вперед. В ходе реализации этих программ мы создали уникальные инфраструктурные элементы: службы ранней помощи, куда могли обратиться родители детей с рождения и до трехлетнего возраста за психолого-педагогической помощью; Центр специального образования как учреждение, обеспечивающее мониторинг за развитием системы, методический и организационный центр, центр повышения квалификации педагогов, задействованных в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Задолго до принятия Федеральной программы «Доступная среда» в нашей области создана сеть базовых доступных школ, и здесь же были отработаны организационные, методические и кадровые основы того, что только в 2013 году во всей стране назвали «инклюзивным образованием». И примерно в этот же момент, со вступлением в силу «Закона об образовании в Российской Федерации», в стране началась системная работа по формированию системы ранней специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Самарский опыт в данном направлении на федеральном уровне был признан лучшим, самым системным и грамотно организованным.

Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья решаются специалистами учреждений различных ведомств. Понимая, что данные вопросы носят выраженный межведомственный характер, в целях обеспечения межведомственного взаимодействия в вопросах образования, психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии, их социальной адаптации и интеграции в общество в 2005 году сформирована Межведомственная комиссия, куда вошли представители управления и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, демографии, а также общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов. С этого момента ни одно управленческое решение, ни один нормативный документ не был принят без рассмотрения на заседании данной комиссии.

Центр специального образования Самарской области, созданный в 2003 году, возглавляемый до середины 2018 года Антоновой Зинаидой Петровной, решал ключевые организационные, методические, кадровые вопросы развивающейся системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Была создана система мониторинга за изменениями важнейших параметров системы - управление любым процессом без измерения ключевых показателей сродни управлению автомобилем, где вышли из строя датчики температуры двигателя, уровня топлива, тахометр, спидометр и иные приборы. Такой автомобиль, возможно, заведется и даже поедет, но когда и где завершится поездка, предсказать трудно... Так же на базе этого Центра работала областная Лаборатория ранней помощи, куда обращались родители не только из Самарской области, но и из других регионов, даже из Москвы.

Я безгранично дорожу временем, когда работала в команде Ефима Яковлевича Когана. Думаю, это были самые счастливые годы моей профессиональной деятельности. И, бесспорно, тысячи родителей — знай они, кому обязаны возможностью получить своевременную помощь и учить детей в обычной школе в те годы — искренне благодарили бы сегодня Ефима Яковлевича.

Made on
Tilda