Вы вступили в должность. Что на тот момент происходило в системе образования? Что оно собой представляло в 1992 году?
Мы имели очень четкое, ясное и жесткое разделение детских садов, школ, организаций среднего профессионального образования — ПТУ тогда назывались и техникумы, — которые четко делились на сельские, городские, малые городские
и т. д. И это было деление не только по месторасположению, но и по качеству подготовки, и по качеству персонала, и по качеству оснащения — во всех отношениях. Сейчас даже вспомнить страшно, что, например, в системе среднего профессионального образования была практически военизированная модель жизни. Людям выдавали обмундирование за государственный счет, кормили бесплатно обедами, ужинами
и т. д. тоже за государственный счет. И такая военизированная система решала только одну задачу — задачу социальную, ни о какой подготовке к работе в экономических сферах речь не шла, таковы были приоритеты. Решалась только одна социальная задача: какую-то категорию молодых людей содержать, сохранить, оградить от улицы. Примерно в таком варианте.
Школы вроде бы и выполняли свою основную задачу, но опять-таки все очень четко делилось по месту расположения. Сельская школа — это была школа предельно отсталая во всех отношениях, городская — лучше и так далее.
Сложности, конечно же, были и в дальнейшей судьбе этих детей, ни о каком социальном лифте, который заложен в идее системы образования, речи не шло. Этого лифта просто не было. Более того, система была такова, что она просто сама дифференцировала людей по каким-то особым их качествам: месту жительства, доходам
и т. д. Это один аспект проблемы.
Второй аспект состоял в том, что к этому времени уже были введены свободное ценообразование, частная собственность, появились черты конкуренции. Это означало, что страна переходит к другой экономической системе, к либеральной экономике, и нужно было думать над тем, как встроить государственную образовательную систему в либеральную экономическую сеть. Что я имею в виду? Рынок, на котором базируется либеральная экономика, формируется как баланс между спросом и предложением. Система образования сугубо государственная. Она формируется государством, финансируется государством, управляется государством, распределяется государством. Нужно было найти и построить такие модели, которые позволяли бы использовать наряду с государственным регулированием рыночные инструменты управления. То есть найти способы, с помощью которых появлялись бы мотивы рыночного толка: мотивы получить образование, мотивы работать или учиться в этой школе, мотивы школы искать ученика, но все это должно быть основано на рыночных отношениях. Это была очень интересная работа, нужно было фактически государственную систему встроить в негосударственную экономику. И тогда мы придумали такую модель, вернее, все было придумано задолго до нас, но мы сформировали, адаптировали ее к нашей схеме жизни. Задача состояла в том, чтобы начать финансировать не производителя, а потребителя. Когда вы финансируете производителя, это плохой вариант, потому что тогда вы теряете конкурента, конкурентную среду, он лишается мотивов эффективной деятельности. То есть, по сути, вы финансируете издержки его деятельности. А нужно финансировать задачу, которую вы ставите перед этим производителем. Это можно сделать, только если вы финансируете не производителя, а потребителя, в данном случае ученика для решения поставленной задачи.
И в одну ночь мы ввели нормативное финансирование. По всей области на все уровни образования, которые были нам подведомственны. А нам было подведомственно дошкольное, общее образование и среднее профессиональное.
Утром люди проснулись в уже принципиально другой финансово-экономической жизни. Их доход или их бюджет определялся не теми издержками деятельности, которые они придумывали, или формировали, или испытывали и клали на стол в качестве счетов, а формировался количеством студентов, которых они наберут, обучение каждого студента стоило определенных денег. Эта цена была определена, вычислена, бюджет был посчитан, все было согласовано с органами финансового обеспечения всего региона. Это означало, что директору школы нужно было думать о том, чтобы у него был полноценный набор учеников, а лучше — больше чем полноценный. Директору детского сада надо было думать о том же… ну и так далее. А если вы хотите иметь очередь учеников или клиентов, скажем так, у ворот, вам нужно иметь соответствующие условия — в плохие условия они не пойдут. Вам нужно иметь соответствующий персонал — плохой персонал не сможет обеспечить этот имидж. Это означало, что директор начинал думать, и действовать, и функционировать в совершенно других условиях. Он был ориентирован на конечный результат.
Следующий шаг состоял в том, чтобы вообще забрать всю систему профессионального образования в регион, так как невозможно было формировать кадровое обеспечение региональной экономики, если учреждение подчиняется Москве.