Нормативное финансирование осуществляется в Самарской области с 1998 года. Пока ученые мужи в столице рассуждали о методиках разработки нормативов, здесь, не мудрствуя лукаво, проанализировали бюджет образования 1997 года, определили стоимость обучения учащегося в каждой территории по типам образовательных учреждений и сформировали нормативы соответственно этой сложившейся стоимости. На сегодняшний день самарский норматив включает в себя два компонента: расходы на зарплату с начислениями и книгоиздательские компенсации в пересчете на одного учащегося и так называемые «материальные затраты», также в пересчете на одного ребенка (питание, мягкий инвентарь, медикаменты и т.д.). В норматив не включены расходы на коммунальные платежи, капитальный ремонт и приобретение учебников.
«Зарплатная» часть норматива дифференцируется по типам учреждений и по территориям, поскольку в разных районах разное количество малокомплектных школ, в которых стоимость обучения одного ребенка выше. Разброс среднего норматива по школам в 1999 году составил от 1046 (г.Отрадный) до 2627 (Кошкинский район) рублей. «Материальные затраты» различаются только по типам учреждений и по линии «город – село»: в этом году на ученика городской школы положено 312, на воспитанника сельской – 362 рубля.
Параллельно с введением норматива финансовые потоки в системе образования были разделены на два. Первый, который как раз и формируется в соответствии с нормативами и обеспечивает собственно учебный процесс, централизовали на региональном уровне: главы всех городов и районов, кроме Самары и Тольятти, подписали с губернатором области соглашения, передающие ему право распоряжаться этой частью их бюджета. Второй поток составляют расходы на содержание зданий (коммунальные платежи и капремонт), которые возложены на муниципалитеты. Основное преимущество такой модели – полностью исключено нецелевое использование главами местных адмиинистраций учительских денег. Учителя области давно уже забыли о том, что такое задержка зарплаты. Исключение составляет только Самара: как говорится, за что боролись…
Схема прохождения средств на образование теперь выглядит следующим образом. В соответствии с утвержденными губернатором нормативами из областного бюджета на счет муниципального отдела образования поступает некая денежная сумма. Эти средства на месте распределяются в соответствии с муниципальными нормативами, сформированными отдельно по каждому образовательному учреждению района или города. При этом в платежном поручении в графе «назначение платежа» стоит лишь одно слово: «Финансирование». Это значит, что ни отдел образования, ни администрация школы не ограничены жесткими рамками целевого назначения средств и могут использовать их более гибко, нежели при постатейном финансировании. Правда, такой подход породил сложности в работе финотделов: они вынуждены фактически вести двойную бухгалтерию, поскольку отчитываются об использовании выделенных средств по статьям бюджетной классификации.
В следующем году в Самаре планируют установить общий единый региональный норматив по типам учреждений (без разделения на два компонента) для просчета бюджета на уровне области, а по территориям вносить поправочные коэффициенты приказом Главного управления образования (первые два года средние нормативы по городам и районам утверждал губернатор). Это позволит более эффективно отстаивать бюджет отрасли на слушаниях в Думе, а кроме того, даст в руки начальника ГУО Ефима Когана мощный рычаг влияния на образовательную политику муниципалитетов. С учетом того, что в новом учебном году согласно постановлению губернатора Константина Титова зарплата учителей вырастет в общей сложности на 35%, средний норматив по школам составит, согласно предварительным прикидкам, порядка 1900-1950 рублей.
Переход на норматив не увеличил приток денег в образовательную отрасль: нормативное финансирование – это не способ получения, а способ распределения бюджетных средств. Основное преимущество норматива, по Ефиму Когану, заключается в переходе от финансирования учреждения к финансированию учащегося. Логика самарского реформатора проста: при постатейном финансировании бюджетные ассигнования в образование определялись разветвленностью сети учебных заведений, штатными расписаниями, и практически не зависели от числа учащихся. В такой ситуации самый простой способ для директора школы получить дополнительные средства – раздуть штатное расписание, ввести несколько лишних ставок, дополнительные часы для учителей и т.д. С изменением правил игры меняется и логика принятия административных решений: теперь выгодно не вводить лишние ставки, а сокращать, не строить новые школы, а укрупнять старые. И главное – теперь выгодно максимально расширять спектр образовательных услуг с целью привлечения новых учеников: чем больше в школе детей – тем больше она получит денег из бюджета.
Первые результаты уже налицо. Самарская область – единственный регион в России, где с уменьшением количества учеников уменьшается и количество учителей (1997 г. – 15507 человек, 1998 г. – 14929), а также число учителей на одного учащегося (1996 г. – 0,103; 1997 г. – 0,102; 1998 г. – 0,100). За счет объединения учреждений, увеличения наполняемости классов, сокращения ставок в прошлом году высвобождено более 10 млн. рублей.
Принципиально возразить против когановских экономических преобразований сложно. Но реальные условия, в которых живут школы, подчас сводят фактически на нет ожидаемые положительные результаты. Во-первых, в условиях значительной удаленности большого числа сельских школ друг от друга принцип «деньги идут за учеником» просто-напросто не срабатывает: у родителей многих сельских (а подчас – и городских) ребят нет выбора. Во-вторых, пока лишь около половины школ области перешли на самостоятельный баланс, для остальных возможность директора формировать собственный бюджет остается чисто декларативной. Наконец, объемы высвобожденных средств, впечатляющие в масштабе региона, на уровне конкретного учреждения не так заметны. Поэтому неудивительно, что в самарском образовании немало людей, которые искренне считают, что с введением норматива в отрасли … ничего не изменилось.