Приход Константина Титова к руководству Самарской областью позволил начать энергичное развитие региона. Крепкий хозяйственник, прагматичный и упорный в достижении намеченных целей губернатор поставил во главу угла экономическое развитие региона на основе новых политических реалий. Команду единомышленников набирал себе под стать. Рулить образованием позвал Ефима Яковлевича Когана, слывшего человеком неудобным, во всем сомневающимся, но имеющим серьезный опыт работы в отрасли.
Когану тогда было 52. За спиной - 13 лет работы старшим научным сотрудником в Киевском государственном университете, 11 лет руководства кафедрой физики, которую Ефим Яковлевич сам же и создавал в Куйбышевском педагогическом институте. Словом, Коган человек уважаемый - доктор физико-математических наук, профессор, член Нью-йоркской академии наук, автор свыше ста научных работ.
Наталья Олеговна ДЕЛЬЦОВА (руководитель Самарского регионального центра Федерации Интернет Образование)
- В свое время мы работали с Коганом в педагогическом университете. Его очень уважали студенты. Даже в самых традиционных лекциях он находил такой нестандартный прием, так умел подать материал, найти подход к аудитории, что даже в хорошо знакомом открывалось что-то новое и неожиданное.
Коган нормальный человек, со здоровым самолюбием. В то же время он достаточно жесткий, хотя повышенные требования Ефим Яковлевич предъявляет, прежде всего, к себе, и это дает ему право быть жестким при решении управленческих ситуаций. Он настолько деятельный человек, что ему просто некогда задуматься, какое у него настроение. Ефим Яковлевич не боится, что кто-то и что-то там о нем не так подумает.
Главное же качество, которое характеризует его как личность, - умение радоваться успеху других людей. Он радуется внуку, жизненным, чисто человеческим вещам. И еще … какие бы звания он ни получал, он умеет оставаться самим собой.
Получив предложение, Коган согласился отнюдь не сразу. Целый месяц думал, приглядывался, плотно общался с губернатором, выясняя ожидания и принципы взаимодействия, цели, задачи и те возможности, которые даст его пост. «Титов заразил меня своей убежденностью и основательностью проработки, убедил, что его смелые идеи - не фикция. А главное, я понял, что могу и должен делать», - признался Ефим Яковлевич, вспоминая этот переломный момент своей жизни. Приняв дела, Коган тут же попал в цейтнот, но суетиться и хвататься за все подряд не стал. Он повел себя как человек науки: начал с тщательного изучения проблем системы, чтобы потом на основе объективных данных построить модель деятельности. Это сегодня кажется, что он точно знал, как и что делать. «Формирование целей моей деятельности происходило довольно сложно. Чего же я хотел? Мне значительно проще было сказать, чего я не хотел. Я не хотел бессмыслицы, не хотел пустого времяпрепровождения на всех уровнях системы, в которую попал. Не хотел безудержной фальсификации того, что делалось, или того, что должно было делаться. Я это видел, знал и этого не хотел», - сегодня Коган вспоминает об этом с иронической улыбкой, а тогда надо было хотя бы определить приоритеты.
Очень скоро стало ясно - образовательный ресурс общества не заканчивается, а только начинается средней школой. Он понял, что образование в новых экономических условиях не может быть иждивенцем, оно должно превратиться в сферу, куда вкладывают деньги и от которой ждут дивидендов, то есть в сферу инвестиционную.
Коган изложил свои мысли губернатору: «Нужно сделать так, чтобы то, что выкатывалось из образования, тут же вкатывалось в экономику. Тут же давало доход в бюджет! Каждый получивший образование должен найти себе работу, то есть рынок должен принять работника с такой квалификацией и таким профилем. Значит, система образования должна взаимодействовать с рынком как полноправный партнер и удовлетворять его потребности». Новая концепция развития системы образования области пришлась кстати. Высказать идею полдела, а вот ее реализовать... Делать это выпало Когану.
Начал он со школьных уставов. Изучив несколько, увидел, что они сделаны по одному образцу, для отписки. Сработала привычка транслировать учебник и считать, что на этом их «героическая миссия» исчерпывается. Чтобы пробудить желание творить, бороться за обновление школы, наконец, за свою зарплату, нужно было снять с них шоры и показать новые возможности. И тогда были организованы курсы для директоров по школьному менеджменту, где стали учить постановке цели, умению видеть главную задачу, просчитывать конкретную выгоду. Поначалу отношение к затее было весьма скептическое, но очень скоро занятия стали популярны и со временем превратились в двухлетние курсы по переподготовке директоров образовательных учреждений. Так в Самаре появилась новая специальность - менеджмент образовательных систем.
Параллельно Коган запустил проект, который должен был повлиять на рынок трудовых ресурсов. При главах администраций организовали советы по кадрам, которые начали изучать кадровые потребности своих территорий. Они должны были помочь выпускникам школ найти работу в родных местах и закрепиться там, где их воспитывали, где вкладывали в них средства. Это не значит, что молодых людей хотели лишить свободы выбора жизненного пути. Просто им давали возможность реализоваться, не уезжая в чужие края. Выигрывали все: и территория, которая сохраняла ресурс, и люди, оставшиеся в родных местах, и система образования региона, чьи вложения оказались оправданными.