Сквозная идея профессора Когана
Автор: Юрий Дружинин. Журнал "Лидеры образования", № 9, 2002 год
Пожалуй, наиболее характерной чертой современного руководителя является его способность собирать вокруг себя значительные общественные силы. В системе образования в последние годы появились лидеры с мощной энергетикой, ясным логическим мышлением и способностью формулировать идеи, актуальные для других сфер жизни - экономической, духовной, политической, социальной, то есть лидеры, сумевшие преодолеть кастовую изолированность и ограниченность профессиональной среды. Но даже среди них выделяется яркая фигура Ефима Яковлевича Когана, руководителя Департамента науки и образования Администрации Самарской области.

СКАНДАЛ В БЛАГОРОДНОМ СЕМЕЙСТВЕ

Несколько лет назад на коллегии в Министерстве образования Ефим Коган имел неосторожность заявить: «Образование должно обслуживать экономику страны». Что тогда началось! Тема коллегии была забыта, и буквально каждый посчитал своим долгом в пух и прах раскритиковать «проститутку от экономики» Когана! Дошло до призыва «Не превращайте образование в служанку!» А Коган упорно твердил: «Наша задача - четко понять, чего мы хотим от системы образования и к какой цели стремимся». А целей, по его мнению, могло быть три. Первая - поднять экономику страны, а это без адекватной системы образования невозможно. Решать эту задачу надо последовательно и жестко. Вторая – создать инкубатор для инфантильных переростков. Эта цель не требует усилий и ответственности, надо только пустить все на самотек. Третья – поддерживать миф о «самой передовой в мире науке и образовании», трубя о своих достижениях в совершенно при этом нищей стране. «Эта третья цель - из всех самая отвратительная!» - подытожил Ефим Яковлевич.

Аудитория его позиции не приняла. Но прошло несколько лет, и с той же самой трибуны высокопоставленные чиновники стали озвучивать идеи, которые некогда развивал Коган.

МОДЕЛЬ
Приход Константина Титова к руководству Самарской областью позволил начать энергичное развитие региона. Крепкий хозяйственник, прагматичный и упорный в достижении намеченных целей губернатор поставил во главу угла экономическое развитие региона на основе новых политических реалий. Команду единомышленников набирал себе под стать. Рулить образованием позвал Ефима Яковлевича Когана, слывшего человеком неудобным, во всем сомневающимся, но имеющим серьезный опыт работы в отрасли.

Когану тогда было 52. За спиной - 13 лет работы старшим научным сотрудником в Киевском государственном университете, 11 лет руководства кафедрой физики, которую Ефим Яковлевич сам же и создавал в Куйбышевском педагогическом институте. Словом, Коган человек уважаемый - доктор физико-математических наук, профессор, член Нью-йоркской академии наук, автор свыше ста научных работ.

Наталья Олеговна ДЕЛЬЦОВА (руководитель Самарского регионального центра Федерации Интернет Образование)

- В свое время мы работали с Коганом в педагогическом университете. Его очень уважали студенты. Даже в самых традиционных лекциях он находил такой нестандартный прием, так умел подать материал, найти подход к аудитории, что даже в хорошо знакомом открывалось что-то новое и неожиданное.

Коган нормальный человек, со здоровым самолюбием. В то же время он достаточно жесткий, хотя повышенные требования Ефим Яковлевич предъявляет, прежде всего, к себе, и это дает ему право быть жестким при решении управленческих ситуаций. Он настолько деятельный человек, что ему просто некогда задуматься, какое у него настроение. Ефим Яковлевич не боится, что кто-то и что-то там о нем не так подумает.

Главное же качество, которое характеризует его как личность, - умение радоваться успеху других людей. Он радуется внуку, жизненным, чисто человеческим вещам. И еще … какие бы звания он ни получал, он умеет оставаться самим собой.



Получив предложение, Коган согласился отнюдь не сразу. Целый месяц думал, приглядывался, плотно общался с губернатором, выясняя ожидания и принципы взаимодействия, цели, задачи и те возможности, которые даст его пост. «Титов заразил меня своей убежденностью и основательностью проработки, убедил, что его смелые идеи - не фикция. А главное, я понял, что могу и должен делать», - признался Ефим Яковлевич, вспоминая этот переломный момент своей жизни. Приняв дела, Коган тут же попал в цейтнот, но суетиться и хвататься за все подряд не стал. Он повел себя как человек науки: начал с тщательного изучения проблем системы, чтобы потом на основе объективных данных построить модель деятельности. Это сегодня кажется, что он точно знал, как и что делать. «Формирование целей моей деятельности происходило довольно сложно. Чего же я хотел? Мне значительно проще было сказать, чего я не хотел. Я не хотел бессмыслицы, не хотел пустого времяпрепровождения на всех уровнях системы, в которую попал. Не хотел безудержной фальсификации того, что делалось, или того, что должно было делаться. Я это видел, знал и этого не хотел», - сегодня Коган вспоминает об этом с иронической улыбкой, а тогда надо было хотя бы определить приоритеты.

Очень скоро стало ясно - образовательный ресурс общества не заканчивается, а только начинается средней школой. Он понял, что образование в новых экономических условиях не может быть иждивенцем, оно должно превратиться в сферу, куда вкладывают деньги и от которой ждут дивидендов, то есть в сферу инвестиционную.

Коган изложил свои мысли губернатору: «Нужно сделать так, чтобы то, что выкатывалось из образования, тут же вкатывалось в экономику. Тут же давало доход в бюджет! Каждый получивший образование должен найти себе работу, то есть рынок должен принять работника с такой квалификацией и таким профилем. Значит, система образования должна взаимодействовать с рынком как полноправный партнер и удовлетворять его потребности». Новая концепция развития системы образования области пришлась кстати. Высказать идею полдела, а вот ее реализовать... Делать это выпало Когану.

Начал он со школьных уставов. Изучив несколько, увидел, что они сделаны по одному образцу, для отписки. Сработала привычка транслировать учебник и считать, что на этом их «героическая миссия» исчерпывается. Чтобы пробудить желание творить, бороться за обновление школы, наконец, за свою зарплату, нужно было снять с них шоры и показать новые возможности. И тогда были организованы курсы для директоров по школьному менеджменту, где стали учить постановке цели, умению видеть главную задачу, просчитывать конкретную выгоду. Поначалу отношение к затее было весьма скептическое, но очень скоро занятия стали популярны и со временем превратились в двухлетние курсы по переподготовке директоров образовательных учреждений. Так в Самаре появилась новая специальность - менеджмент образовательных систем.

Параллельно Коган запустил проект, который должен был повлиять на рынок трудовых ресурсов. При главах администраций организовали советы по кадрам, которые начали изучать кадровые потребности своих территорий. Они должны были помочь выпускникам школ найти работу в родных местах и закрепиться там, где их воспитывали, где вкладывали в них средства. Это не значит, что молодых людей хотели лишить свободы выбора жизненного пути. Просто им давали возможность реализоваться, не уезжая в чужие края. Выигрывали все: и территория, которая сохраняла ресурс, и люди, оставшиеся в родных местах, и система образования региона, чьи вложения оказались оправданными.
КОМАНДА

Традиционно в управлении образованием работают бывшие преподаватели и директора школ. Казалось бы, действительно, кто еще лучше их знает и понимает проблемы школы и образования вообще.

Коган посчитал иначе: «В свою команду я учителей не брал. Убежден, что управлять системой образования должны экономисты, юристы, социологи. Ведь задача органов управления не учить детей или даже учителей, а выстроить систему образования так, чтобы в ней и ученик, и учитель, и родитель, и другие члены сообщества видели свою перспективу. Поскольку одному охватить все сферы невозможно, в команду я подбирал людей, знающих больше меня в своей области. Если я брал экономиста, то он должен был разбираться в экономике образования лучше меня. Если юриста, то в этой области он должен был знать больше меня. То же самое с другими специалистами. В компании профессионалов я чувствую себя комфортно».

Но профессионалы стоят дорого. Как сумел Коган подобрать крепкую команду, укладываясь в скромную смету департамента, - тайна за семью печатями. Возможно, здесь не обошлось без магии личности Ефима Яковлевича – человека убежденного в своей правоте и уверенного в достижении результата.

Виктория Аркадьевна ПРУДНИКОВА (заместитель руководителя Департамента науки и образования Администрации Самарской области, кандидат педагогических наук, доцент)

- В 1993 году я работала в Институте повышения квалификации, тогда Коган пришел к нам впервые. Он сходу попытался проанализировать программы и структуры, которые работали у нас в то время. Ему все не понравилось. Я как один из разработчиков программ с ним спорила. Было видно, что он человек очень умный, волевой, неординарно мыслящий. Для него были важны не конкретные курсы, а чтобы общая стратегия института работала на ту задачу, которая тогда была важна. Было понятно, что он идет от частностей к общему, некой логике.

Вскоре меня пригласили на беседу к нему, и он предложил мне пойти работать в департамент. Но до сих пор я считаю, что в том споре он был не прав. Возможно, ему не хватило времени разобраться или ему предоставили искаженную информацию.

Мы работаем вместе уже 9 лет. Сегодня я могу утверждать: Коган не примет решение, пока не убедится, что его последствия могут существовать в той логике, которую он для себя выстроил. Он может очень долго обсуждать, ко всем прислушиваться, даже коллекционировать мнения, но если решение принято, то он жестко доводит его до конца. Он отвечает за конечный результат и не ищет защиты у вышестоящих, если что-то не получается.

Согласившись работать с Коганом, я ни разу об этом не пожалела.

ЗРИ В КОРЕНЬ!
Коган понимал, что без принципиальных изменений в системе ситуацию кардинально не улучшить. Он взял Закон «Об образовании» и вчитался. Все, что потом стали называть нормативным финансированием, уже было в нем записано.

Когда в Самарской области начались непредсказуемые задержки заработной платы учителям, когда денег в школах стало не хватать даже на мел, Департамент образования и науки выступил с идеей перехода системы образования региона на нормативное финансирование. Цель была в достижении более эффективной экономики системы образования, в становлении школы как хозяйствующего субъекта. По идее инициаторов школа должна была составлять не смету расходов, а бюджет. Средства предлагалось выделять на конкретного ученика по формуле «деньги идут за учеником»! Качество обучения определялось не комиссиями, а количеством учащихся, заинтересованных предлагаемыми образовательными услугами. Для директора школы целью его хозяйственной деятельности становится ученик как потребитель услуг.

Инициативу безоговорочно поддержал Константин Титов. Постановлением губернатора в 1998 году в Самарской области введен механизм нормативного финансирования учреждений общего и профессионального образования. Было предложено утверждать нормативы в расчете на одного учащегося ежегодно по типам и видам образовательных учреждений общего образования, по числу часов в неделю на каждого ребенка в дополнительном образовании и группам специальностей в начальном профессиональном образовании. Структура норматива включала заработную плату, социальные выплаты учащимся, расходы на ведение образовательного процесса, текущий ремонт, эти расходы брал на себя областной бюджет, оплату коммунальных услуг и капитальный ремонт – муниципалитет.

Но реформы всегда затрагивают интересы очень многих, вызывая болезненную реакцию и, естественно, противоречивое отношение.

Игорь Александрович НОСКОВ, директор Самарского Института повышения квалификации работников образования.

- Коган - человек идеи. Сначала идея овладевает им, а потом он хочет, чтобы идея овладела массами. В общественном сознании Коган - руководитель, который проводит достаточно жесткие преобразования. Он не старается обойти кризис, если он созрел, предпочитает бороться с открытым забралом. Он хирург, а не терапевт.

Показательно выступление Ефима Яковлевича перед Самарской Губернской думой, куда его вызвали на слушания по вопросам образования. Выходя на трибуну, Коган чувствовал на себе скептические взгляды и слышал недоброжелательный гул в зале. Но это его только подстегнуло. Когда Коган заговорил, все внимание обратилось к нему и в течение всей речи не ослабевало, хотя говорил он о вещах совершенно для него естественных: «Если государство смогло реализовать национальные ценности через качественное образование своих граждан, добившихся успеха в жизни, значит, государство построило хорошее образование. Слава такому государству! А если нет?

Не будет никакого уровня, если система образования не воспитает активного, мобильного, соответствующего запросам экономики и социальной сферы работника. Но сделать это можно только в ситуации, когда образовательное учреждение, его директор и учителя не являются простыми исполнителями заданного сверху алгоритма, а самостоятельно, свободно и активно влияют на своих воспитанников. Смысл своей деятельности я вижу в создании именно таких условий...»

Раскрывая свою концепцию, Коган основательно излагал каждую мысль и все их увязывал в единую сквозную логику. Он показывал перспективы реформ в системе образования и устанавливал их связь с развитием региона. Когда Коган закончил, зал зааплодировал.

ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

С 1998 г. в системе образования Самарской области произошли глубокие изменения. Образовательные учреждения стали жить на основе рыночных принципов. «Ситуация изменилась не столько моей властью как руководителя, сколько властью экономических законов, властью рубля. Только экономическое переустройство может так повлиять на социальные отношения. Нам не денег не хватает, а принципов ими распорядиться», - комментирует Ефим Яковлевич.

После долгого разговора Владимира Путина с Константином Титовым, в котором губернатор обратил внимание Президента РФ на проблемы в системе образования и предложил сделать область полигоном для эксперимента по ее реформированию, идеям Титова-Когана был дан «зеленый свет».

На заседании Государственного совета в августе 2001 года Президент Владимир Путин и большинство губернаторов России одобрили самарский опыт, наработанный в ходе эксперимента по реформе системы образования. Всемирный банк выделил 16,8 миллиона долларов на реформирование образовательной системы области, ставя условием получения кредита переход на нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений. К эксперименту подключились еще два региона - Ярославль и Чувашия.

Продолжается эксперимент по организации образовательных округов. Образовательный округ - это государственная структура управления образованием, основанная на совершенно иных принципах, чем традиционная. Его взаимодействие с муниципальными организациями, с органами управления образованием, с территориально-промышленным комплексом строится на основе интересов потребителей образовательных услуг.

Четыре округа уже созданы. На августовском совещании этого года их представители рассказали о проделанной работе и первых результатах. Развитие образования будет увязано с развитием территории. Возникнет логическая сцепка между хорошо развивающейся территорией и хорошо организованным образованием. Последний штрих внесен постановлением правительства, где есть позиция, предлагающая провести эксперимент по изменению управления образованием на основе образовательных округов.

Как физика и математика, Ефима Когана вдохновляют новые идеи, логично и красиво вписывающиеся в традиционную схему. Но еще большую радость ему доставляет видеть, как умозрительные построения превращаются в жизненную реальность. Это наполняет его жизнь смыслом, а деятельность - энергией.

Испытано на себе

- Что на ваш взгляд должно отличать управленца от представителей других профессий?

- Мне кажется, что одна из главных черт управленца - это желание всегда видеть конкретную цель. Я не умею работать, не видя конкретного горизонта. Как летчик, который, не видя горизонта, не знает, на какой высоте и куда он летит. У меня должна быть не абстрактная цель вроде «подготовки гармонично развитой личности», а совершенно конкретная, прагматичная задача, которая вытекает не из моих личных побуждений и фантазий, а из внешних целей и внешних потребностей.

- Есть ли у вас секрет, свой фирменный стиль, позволяющий убеждать даже ваших оппонентов?

- Высший пилотаж профессионала в том, чтобы его понимали на уровне детского сада. Если это получается, то очень хорошо, значит, ты понимаешь ситуацию глубоко. А если ты понимаешь на уровне сложных слов и формул, значит, до понимания еще далеко. Так я и себя проверяю.

- Скажите, когда вы почувствовали, что место, которое вы сегодня занимаете, адекватно вашим установкам, представлениям о жизни?

- Никогда. Я и сейчас этого не чувствую. Мне и теперь кажется, что я чего-то не понимаю, где-то пробуксовываю и чего-то не вижу. Что порой я делаю лишние, ненужные ходы, хотя к цели можно было бы прийти более простым путем.

Выстраивается логика и смысл сделанного, когда дело сделано. Так происходит обучение у жизни – самообразование.
Made on
Tilda