Райотдел? Есть способ лучше!
Газета "Волжская коммуна", 2003 год.
«Если вы не изменили организацию управления, вы ничего не изменили».
Из основных принципов стратегического менеджмента.



Впервые в России образовательные округа были созданы в 1802 году. Указом императора Александра I. Два века спустя «подвиг» государя повторили в Самарской губернии.

Передача основной части вопросов управления образованием на муниципальный уровень в целом соответствовала современным общественным тенденциям в децентрализации управления, в развитии и самоуправлениию. Однако разная степень финансового благополучия муниципальных образований, разный уровень менеджмента и весьма нередко своеобычное представление муниципальных руководителей о том, какой должна быть шкала, как и какие задачи решать, породили целый ряд крайне болезненных проблем.

Самую очевидную провоцировали бюджетные дефициты. Очень часто образование оказывалось той отраслью, за счет которой решались проблемы других, более, на взгляд муниципальных руководителей, актуальных или «страдающих». За счет средств образования затыкались, к примеру, «дыры» ЖКХ. В результате учителя месяцами не получали зарплату, а мел и тряпка часто были единственными «техническими» средствами, обеспечивавшими образовательный процесс.

Страна, меж тем, вползала в демографическую яму. Ежегодно в школах только Самарской губернии количество учеников уменьшалось на 5-7 процентов. Но менеджеры даже самых экономически отсталых ее территорий не предпринимали ничего к тому, чтобы оптимизировать свою образовательную сеть. Они полагали крамольной всякую мысль о реструктуризации. Говорили: «Народ не поймет». Полагали ее крамольной и ведомства, державшие в территориях учреждения начальной профессиональной подготовки. В результате реальностью районов были полноценные в смысле педагогических штатов школы с наполняемостью классов в 2-3 ученика, и профессиональные училища, предлагающие малоинтересные территориальному рынку труда специальности, причем точно такие же, как в соседнем районе.

Материально-техническое состояние учебных заведений, их статус и уровень тогда определялись чаще всего одним-единственным критерием – личным отношением руководителей ОЦС с администрацией города или района. Замыкая на себя кадровые вопросы, муниципалитеты проводили и собственную политику в области содержания образования, часто очень малосогласующуюся с общегосударственной. Все это дезориентировало ученика и лишало его возможности вписаться в среднюю и высшую школу, делало неконкурентоспособным, затрудняло социализацию. Налицо было параллельное существование. Школа существовала сама по себе. Общество, территория и ее экономика сами по себе. Словом, возникла потребность в административно-финансовом механизме, который бы не отбирал у муниципалитетов и его населения возможности решать за счет образования свои насущные задачи, сделал бы работу вкладываемого в образование рубля более эффективной, обеспечил бы всем детям губернии равный доступ к максимально в данной финансовой ситуации осовремененным образовательным ресурсам и услугам, и единство регионального образовательного пространства и непрерывность образования при максимальном его разнообразии. Сориентировал бы систему на местные рынки труда, оптимизировал бы сеть, нацелив ее на непрерывный рост качества предлагаемых услуг, их соответствие запросу государства, сформированного в стандартах отдельной личности и местного общества в целом.
И такой механизм был сформирован. Но случилось это не вдруг. Формирование шло поэтапно.

Первым шагом стала передача финансирования школы от муниципалитетов субъекту Федерации. Были подписаны соглашения между администрацией области и администрациями муниципальных образований, по которым средства на обеспечение учебного процесса зарплата учителей и текущие расходы консолидировались в областном бюджете, откуда эти средства поступали непосредственно на счета районных и городских управлений образования, минуя собственно муниципальный бюджет, и распределяясь по школам. Произошло это во всех территориях, кроме двух – Самары и Тольятти. Но если питавшийся от ВАЗа, Тольятти обеспечивал школы ресурсами, то Самара, имевшая серьезные бюджетные проблемы, с ситуацией не справлялась. Самара – единственная территория губернии, где учителя сталкивались и продолжают сталкиваться с такой неприятностью, как задержка зарплаты. На всей остальной территории учителя теперь получают деньги в полном объеме и в срок.

Одновременно с этим губерния перевела свою систему образования на нормативное финансирование. Скажем сразу: нормативное финансирование не покрывало всех тех расходов, которые сопровождали или должны были бы сопровождать обучение на тех или иных ступенях или по тем или иным программам. В условиях, когда каждый год Законом о федеральном бюджете приостанавливают действие статьи Закона «Об образовании», согласно которой не менее 10 процентов национального дохода должно тратиться на нужды образования, когда школа финансировалась государством на 30 процентов от потребности, а сама эта потребность являлась предметом острейших дебатов, в педагогическом сообществе не было и нет единого взгляда на то, как просчитывать этот самый норматив – что включать в него, а что – нет, было бы наивно ставить такую задачу. Ее и не ставили. Задача была – сформировать такую систему финансовых отношений, которая бы позволила выкачать из тех деньги, на которые можно было-таки рассчитывать все, что из этих денег можно было бы выкачать. Речь шла не о увеличении денег, а о том, чтобы заставить эти деньги, которые область в состоянии выделить своему образованию, работать по максимуму.

Способ заставить эти деньги таким образом работать самарцам виделся в одном – завязать деньги не на учреждения, а на ученика.
Ефим Коган:

- Когда мы говорим о нормативном финансировании, речь идет не о нормативном построении бюджета, речь идет о нормативном его исполнении. При этом не так важно, сколько у вас денег. Важно, как эти деньги работают. Есть тривиальный, но совершенно разумный способ определить норматив: взять все деньги, которые сосредоточены на цели образовательного процесса, и разделить на число ваших учеников. Это будет тем, что вы в тех или иных вариантах распределите по образовательным учреждениям.

- Когда в 1998 году, – это уже зам. Когана Виктория Аркадьевна Прудникова, – Самарская область вошла в режим нормативного финансирования образования, мы проанализировали бюджет образования предыдущего года, определили стоимость обучения учащегося в каждой территории по типам образовательных учреждений (в разрезе город-село) и сформировали нормативы соответственно этой сложившейся стоимости. То есть нормативов у нас было столько, сколько муниципалитетов!

В 2000 году был установлен общий единый норматив для просчета бюджета на уровне области, а по территориям поправочные коэффициенты вносились приказом руководителя департамента науки и образования. Сейчас норматив разбит по ступеням обучения: норматив на одного учащегося начальных классов, основного звена, старшей школы при сохранении разделения на городскую и сельскую. Норматив для учреждений дополнительного образования формировался иначе. Мы определили, что если на каждого ребенка дадим в городе 3 часа в неделю, а в селе – 2 часа, то сохраним систему дополнительного образования, предоставив ей возможность если не развиваться, то, по крайней мере, функционировать. Параллельно было разработано множество коэффициентов, поправляющих, уточняющих, корректирующих ситуацию…
Коэффициентов разработано было множество, но у директора с определением бюджета проблем не возникла. Директор «брал» подушевой норматив и умножал его на количество учащихся. И голова у него болела уже не о том, чтобы уговорить начальников увеличить штат ОУ (иного способа нарастить бюджет при прежней финансовой схеме не было), а о том, чтобы не растерять учеников и привлечь новых.

- Самый большой плюс новой школьной экономики, - полагает директор Масленниковской средней школы (Хворостянский район) Наталья Шустова, – в том, что она сделала ученика фактическим центром «школьного мироздания». Школа стала бороться за каждого – ибо за каждым стоят живые деньги. Пришлось задуматься над тем, как сделать школу наиболее привлекательной. Информационная культура со второго класса, языки по выбору, новые предметы и курсы, предпрофильная подготовка в основной и профилизация старшей школы, здоровьесберегающие технологии, развитая система дополнительного образования (в нашей функционирует почти 50 детских творческих объединений), молодые, высокопрофессиональные кадры (средний возраст наших педагогов – 33 года, за год аттестовались треть коллектива – 15 человек, получив высшую, первую и вторую категорию) – вот далеко не полный перечень того, что делают сегодня школу, в том числе и сельскую, конкурентоспособной.

Иными словами, новая школьная экономика спровоцировала рост качества образования. И о том, что такой рост произошел, свидетельствуют результаты ЕГЭ и приток учащихся.

Понятно, что когда муниципалитет финансирует свою образовательную систему, выход ученика за границы муниципалитета – достаточно сложная вещь. Муниципалитет не направляет за ним деньги. Когда это делает областной бюджет, границы муниципалитета открыты, и дети могут учиться не только в учреждениях данного муниципалитета, но и другого. Деньги пересекают границы, они следуют за учеником.

Дважды в году, в соответствии с приказом департамента образования и науки администрации Самарской области, руководители всех образовательных учреждений подают информацию в свои органы управления о своем контингенте, и происходит корректировка бюджета. В нашей школе сегодня обучаются дети не только других сел нашего района, но и трех сел соседнего – Безенчукского. В селах этих есть свои средние школы, но дети и их родители отдали предпочтение нашей.

Мы организовали дополнительный маршрут школьного автобуса, и безенчукские дети пришли к нам, привезя с собою отпущенные государством на их образование деньги.

70 человек – 500 тысяч рублей, с помощью которых мы сформировали новую информационную среду, превратив библиотеку в медиатеку.

Но новые ученики – это не единственная возможность привлечь в школу дополнительные средства. Интеллектуальная деятельность наших педагогов не только существенно повышает качество образовательных услуг, которые предлагает наша школа, но улучшает финансовую ситуацию. Воспитательная система, созданная в стенах Масленниковского ОУ, заняла первое место в конкурсе воспитательных систем, что проводил департамент образования и науки Самарской обладминистрации. Победа принесла школе 20 тысяч, и сейчас эта наша программа участвует в конкурсе российском. Лучшей была признана и наша программа «Библиотека как медиатека», и победив на конкурсе областном, также ушла на российский. Мы участвуем во всех конкурсах, содержание которых соответствует осваиваемым нашими педагогами направлениям, боремся за гранты, пытаемся войти во все программы и проекты, которые обещают какое-то движение – техническое, технологическое, финансовое, материальное. Одним словом, не сидим сложа руки. Понятно, что это сложности дополнительные, но кому сейчас легко".


Трудно, действительно, всем. Но, что утешает, в одинаковой степени. К Сергею Шишлову, молодому директору Кротовской средней школы № 1 (Кинель-Черкасский район) неровно, что называется, дышат и ведомственная администрация, и районная, и волостная, но из этого не следует обстановка наибольшего благоприятствования. В условиях нормативного финансирования личные отношения власти и ОУ не играют никакой финансовой роли: деньги, которые получает Шишлов по нормативу, не покрывают всех потребностей, но от директоров, которые еще не вполне менеджеры, он со своим школьным бюджетом работает, пытаясь найти такой компромисс между желаемым и возможным, который бы позволял школе развиваться.

«Бюджет школы я определяю. Сначала умножаю норматив на свои 400 детей и получаю сумму, которая будет выдана мне в течение года. Что входит в норматив? Зарплата и начисления на зарплату; средства на методлитературу, прочие расходы.

Я знаю, что мне в месяц на прочие расходы на ученика положено 10 рублей. 10х400 = 4.000.

Связь, командировки, аттестации, медосмотр, подписка, ГСМ, охрана труда, канцтовары, Интернет, хозтовары, бухпрограмма, ремонт аппаратуры, текущий ремонт и так далее. Когда мы посчитали свои затраты на год, то получилось, что чтобы действительно нормально функционировать, нам необходимо не 10 рублей в месяц на ученика, а 20 рублей.

Я с этим бюджетом шел на педсовете к своим учителям и сказал: «Уважаемые коллеги! Государство заказало образовательные программы, и оно эти образовательные программы оплачивает, и с зарплатой никаких проблем у вас не будет, и с методлитературой тоже. Но вот что касается прочих расходов, то здесь возник дефицит, и давайте вместе смотреть, что можно сделать».

Мы рассмотрели наполнение норматива по прочим расходам и начали вычеркивать по 10-20 рублей с каждой строчки, двигаясь к цифре в четыре тысячи рублей. Так как это нам все равно не удалось, то мы решили, что без помощи родителей здесь все равно не обойтись, и попросили их поучаствовать в решении каких-то наших текущих проблем. В частности в содержании мест общего пользования.

Далее мы посчитали все то, что готовы профинансировать родители, попечители и муниципалитет, и получили, что бюджет школы на 2003 год у нас составил порядка 4 млн. 700 тысяч рублей. И что из этих 4 млн. 700 тысяч порядка 350 тысяч мы получаем от попечителей и родителей.

Так вот. На мой взгляд, привлечение общественности к управлению школой – это реальное средство сделать школу конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной. Настолько, что даже городские дети захотят учиться в нашей сельской школе».


- Мы построили, - говорит Ефим Коган, - систему бюджетных отношений таким образом, чтобы каждый уровень управления, каждый уровень организации системы образования отвечал за свои задачи и финансировал меру своей ответственности, каждый бы финансировал свой мандат. В соответствии с Конституцией РФ ответственность за качество образования, за результаты образования лежит на государстве в лице Федерации и субъектов Федерации. Мы в регионе поступили таким образом: часть этой ответственности, связанную с организацией образовательного процесса, и ответственность за его финансовое обеспечение взял на себя субъект Федерации. И таким образом субъект Федерации финансирует по нормативу все расходы, связанные с организацией учебного процесса. Есть ряд средств, которые идут вне норматива, которые просто нельзя привязать к нормативу. Это часть средств, идущая на обеспечение функционирования школьного автобуса (у нас сегодня примерно 300 автобусов, которые осуществляют перевозку 7000 детей из малых сел в большие села), расходы на методическую литературу. Все остальные расходы, связанные с организацией учебного процесса, лежат в пределах норматива.

Муниципалитет является хозяином зданий и сооружений, в которых организована деятельность образовательных учреждений, и как хозяин отвечает за содержание этих зданий. Он финансирует коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования длительного пользования и свои целевые программы. Некоторые муниципалитеты ставят перед системой образования ту или иную задачу под целевую программу, она ее решает, муниципалитеты ее финансируют. И наконец, третий источник доходов в бюджете образовательных учреждений – это социальные, производственные структуры и граждане, если они заказывают те или иные услуги.


Шишлов подтверждает: система работает.

"По нашему мнению, школа для того, чтобы стать конкурентоспособной, в первую очередь должна превратиться из закрытой системы в открытую. Только открытая школа, активно взаимодействующая с местным сообществом, привлекающая его к принятию управленческих решений и экспертизе своей деятельности, может наиболее полно реализовать заказ государства, родителей, бизнеса, предоставив и власти, и обществу возможность стать равноправными партнерами образовательного процесса, сориентировав последний на подготовку человека, отвечающего требованиям рыночной экономики".
Этой теме был посвящен педагогический совет «Общественная школьная функция и эффективное взаимодействие школы с окружающим сообществом». Выяснив на педсовете то, каким педагоги видят участие родителей в управлении школой, мы провели ряд общешкольных родительских собраний, на которых попытались изменить привычное представление родителей об их участии в жизни школы. В результате этой работы в декабре 2001 года был учрежден и зарегистрирован фонд «Содружество» – некоммерческая организация, основная цель которой содействовать развитию школы. Управляют работой фонда попечители. В состав попечительского совета вошли предприниматель, директора ряда предприятий, расположенных на территории нашего Кинель-Черкасского района.

Возглавила попечительских совет глава Кротовской волостной администрации.

Были определены вопросы, которые относятся к компетенции попечительского совета и не курируются другими органами управления образованием. Было решено, что вопросы, связанные с выполнением госстандарта, это прерогатива директора школы, а формирование общественного заказа и контроль за его исполнением, это работа попечительского совета. В части реализации общественного заказа, попечительский совет определяет и отстаивает фонды и участвует в принятии образовательных программ.

Все целевые программы фонда финансируются за счет добровольных пожертвований заинтересованных лиц и организаций, спонсоров, а также за счет граждан. То, что это некоммерческая организация, дает возможность участвовать в грантах и конкурсах, которые объявляются как нашими местными российскими благотворительными фондами, так и зарубежными.

В январе 2002 года было принято решение, что все программы, мы их называем программами развития, которые не финансируются за счет внебюджетных средств, утверждаются на заседаниях попечительского Совета. Схема принятия программы развития школы такова. Правление фонда отчитывается за прошедший календарный год и вносит на рассмотрение попечительского совета программу развития на новый, которая до этого прошла обсуждение на педсовете, классных родительских собраниях, общешкольном родительском комитете и так далее. То есть прошла достаточно серьезное общественно обсуждение.
И попечительский совет поручает правлению до первого марта выработать согласованные программы и представить для утверждения.

В итоге, если посмотреть на те программы, которые мы должны исполнить обязательно, те программы, которые заказывает нам заинтересованные родители и муниципалитет, то бюджет школы, который формируется в итоге, состоит из четырех частей: частей, которые определяются государством, муниципалитетом, родителями и попечителями.

Муниципалитет финансирует капитальный ремонт, оплату коммунальных услуг, а также все свои социальные программы, которые он размещает на своей территории.

Родители поддерживают те программы, которые интересны для их детей, и которые посильны по части финансирования как отдельным родителям отдельных классов отдельных детей. В том случае, когда есть программа, которая интересна всем родителям, но оказывается дороговатой, мы обращаемся к нашим попечителям с просьбой рассмотреть возможность финансирования или софинансирования этой программы.

В 2003-м году мы приняли к исполнению программу создания единой информационной среды в школе.

Предыстория этого такова. На наш взгляд и взгляд наших родителей, ребенок, выпускаясь из основной школы, должен уметь использовать компьютер в своей повседневной жизни именно как инструмент для работы. Те программы, которые у нас реализовывались, они такой, по нашему мнению, возможности не давали. Решили пойти по такому пути. Даем в пятом классе какой-то белок, например, Майкрософт Ворд. Занимаемся интенсивно с детьми, а далее исключаем информатику как самостоятельный предмет из учебного плана. Но с таким условием, что учителя предметники на своих предметах хотя бы раз в неделю дают задание, которое подтолкнет ученика выполнить задание с использованием компьютера. Когда мы посчитали ресурсы свои, оказалось, что пропускная способность компьютерного кабинета недостаточна. То, что нам положено по программе Президента, у нас есть, но этого маловато, и нам необходима еще компьютерная техника для того, чтобы такую программу осуществить.

Так как родителям оказалось это не по кошельку, мы вышли к попечителям с просьбой помочь нам программу профинансировать. По расчетам нам требовалось 140 тысяч рублей. Родители сказали – если попечители дадут 100, мы найдем сорок.

Предприятия на селе не такие мощные, как нам хотелось бы, и попечители предложили нам вместо денег свои компьютеры. В результате на сегодняшний день из семи компьютеров, которыми мы планировали таким образом обзавестись, в кабинете четыре уже есть, и я уверен, что в этой части мы программу закроем».

На территории Кротовской волости Кинель-Черкасского района, где живет и работет г-н Шишлов, - 3 населенных пункта и четыре средних общеобразовательных учреждения. В самой Кротовке – две школы. В той, что руководит Шишлов, кроме кротовских, учатся дети из четырех близлежащих деревень, в том числе соседнего – Кинельского района (20 человек). По мнению сотрудников областного департамента образования и науки, Кротовская волость это одна из тех волостей, чья администрация рассматривает образование как мощнейший ресурс развития территории, и активно участвует в жизни школы, видя свою миссию не только в том, чтобы помочь школе решить хозяйственные проблемы (починить крышу и пр.), но и в том, чтобы сформулировать школе соц. заказ и сделать по максимуму для его реализации. По утверждению Шишлова, лишь у 20 процентов попечителей его школы дети учатся именно в ней. А еще он считает, что нормативное финансирование – отличный инструмент для анализа эффективности работы школы. Онличным аналитическим инструментом считают НФ и вышестоящие управленцы. Человек смотрит на бюджеты школ и размышляет: «То ли помогать какой-то школе дополнительными средствами, вводя для нее повышенный норматив, то ли заменяя где-то некомпетентного директора, то ли запускать школьный автобус, превращая хиреющее ОУ в филиал более успешной». Речь, как вы поняли, о реструктуризации, но НФ не единственный инструмент. Есть еще один ЕГЭ.
Это, если я не ошибаюсь в счете, третий шаг, который осуществили самарцы на своем реформаторском пути. ЕГЭ как оптимальный, эффективный критерий оценки качества образования.

- До недавнего времени, - рассказывает Дмитрий Овчинников, глава Новокуйбышевской образовательной системы, - наши сведения о качестве базировались на некоем субъективном поле. Все зависело от имиджа ОУ. Какой имидж сложился – а в городах он очень устойчив – вот так себя ОУ и чувствовало в финансовом плане. На сегодня существует вполне реальный механизм оценки результатов. Я говорю о том эксперименте, в котором третий год уже участвует Самарская область. – ЕГЭ как итоговая форма аттестации для учащихся 11 классов. Это не просто новая форма аттестации, но еще и очень значительная информация для анализа существующей ситуации. Мы подводим итоги ЕГЭ и попредметно, и по ОУ, и в целом по городу – это информация открыта для родителей – мы публикуем в городских СМИ итоги ЕГЭ и даем базу для выбора образовательного учреждения. Даем возможность заказчику образовательной услуги – родителю, ребенку, который их получает способом выбора образовательного учреждения и внесения в него той самой государственной финансовой составляющей образовательного процесса голосовать либо «за», либо «против» какого-то конкретного образовательного ОУ. Тем самым это не просто обострение конкурентной борьбы, это конкурентная борьба, которая базируется на вполне обоснованных объективных условиях».

Что касается модернизации сети, то ее задача, полагает Овчинников, по большому счету одна – дать ребенку доступное качественное образование, оптимально затратив на это ресурсы.

И для нас процесс модернизации – это не разовое мероприятие – провели сегодня к 1 сентября 2003 года и больше этим не занимаемся. Сегодня норматив увязывает образовательную и экономическую стратегию единую стратегию ОУ. И если перед сетью возникают какие-то новые задачи, они автоматически влияют на структуру сети.
Программа реструктуризации Новокуйбышевской сети базировалась на тех исходных материалах, которые есть сегодня в каждом населенном пункте. Я говорю о демографических проблемах. Новокуйбышевск – город небольшой, но каждый год мы теряли порядка тысячи человек. В прошлом году 850 учеников и порядка 150 воспитанников детских садов. И демпрогноз говорил нам о том, что к 2005 году каждая школа сможет набрать лишь по одному первому классу и по одному (и то не каждая) десятому классу. То есть перестройка сети ориентировалась в первую очередь на этот демографический прогноз. Путем обсуждения проблемы мы привлекли к реструктуризации общественность. Мы создали городскую комиссию постановлением главы города, включив в нее знаковые для Новокуйбышевска фигуры. На ее заседании были отработаны критерии, по которым должны были быть выбраны учреждения, что впоследствии станут школами старшей ступени:
Географическое положение
Техническое состояние здания
Кадровый состав
Качество образовательных услуг
Динамика движения учащихся
Плотность проживания населения в той или иной части города.

Мы разбили город на три виртуальных района и показали людям, что и магистрали, и наличие разветвленной сети общественного транспорта позволяют нашим детям в 16-17 лет самостоятельно добираться до ОУ в рамках тех, обозначенных нами районов.

Мы посчитали, и вышло, что для реализации программы профильной старшей школы нам необходимы три образовательных учреждения. В каждом районе, о которых я говорил, у нас остается по одной старшей школе – все другие ОУ становятся основными. Что до детсадов, то демографический спад, о котором я говорил, они пережили значительно раньше, чем школы, раньше изменилась и сеть: пять лет назад детсадов у нас было 54, сейчас – 32.

У Новокуйбышевска есть еще и пригородные территории, и все проблемы школ с малой наполняемостью знакомы и нам. И у нас к пригородным школам в части реорганизации такой подход: максимально приблизить начальную школу к потребителю и сделать географически доступным получение любой ступени образования. И сегодня это обеспечивается и теми транспортными магистралями, о которых я говорил.
Со 2 апреля 2003 года Дмитрий Евгеньевич Овчинников руководит Поволжским управлением департамента образования и науки Самарской обладминистрации. Под его началом образовательная сеть двух территорий – города Новокуйбышевска и Волжского района.

Первым, впрочем, был создан округ Юго-Западный. После того, как созданы были соответствующие предпосылки. После того, как введено было нормативное финансирование, школы обрели хозяйственную самостоятельность, разграничены были муниципальные и региональные финансовые обязательства, запущен механизм ЕГЭ…

Образовательный округ – это часть территории Самарской области, на которой территориальные органы департамента науки и образования администрации Самарской области в пределах своей компетенции реализуют полномочия государственного органа управления образованием. Образовательный округ это:

  • преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
  • это расположение на территории одного или более муниципальных образований образовательные учреждения различных типов, видов и форм собственности.

Управление образовательным округом – это территориальный орган департамента науки и образования администрации Самарской области, реализующий полномочия государственного органа управления образованием на части территории Самарской области, определяемой постановлением губернатора Самарской области о создании соответствующего образовательного округа.

Образовательный округ это общественный контроль со стороны муниципальных образований и других субъектов, заинтересованных в развитии территории, за деятельностью территориальных управлений, осуществляющийся через создание соответствующих органов общественного участия в управлении образованием.

В основе схемы государственного финансирования сети образовательных учреждений лежит подушевое нормативное финансирование.

Финансирование образовательных учреждений всех типов и видов производится по нормативам, обеспечивающим учебный процесс и материальное содержание обучающихся и воспитанников за счет бюджета субъекта Федерации.

А наделение имуществом, финансирование коммунальных услуг, приобретения оборудования длительного пользования и капитального ремонта государственно-муниципальных образовательных учреждений – за счет средств местных бюджетов.

Реализация округом целевых программ финансируется заказчиком: муниципалитетов – муниципальных программ, осуществляемых по заказу органов местного самоуправления, субъектом федерации – региональных программ, осуществляемых по его заказу.

Одна из первоочередных задач «окружного» руководства – оптимизация сети образовательных учреждений. Ее цель – обеспечение равного доступа к образованию, организация профильного обучения в старшей школе, повышение качества образования за счет концентрации образовательных ресурсов, адекватных определенному этапу обучения, и конкуренции учреждений.

Ее цель – создание такой сети учреждений дополнительного образования, посредством которой реализовывался бы принцип полноты, доступности и вариативности, сетевой организации. А также создание системы профессионального образования, ориентированной на местные рынки труда, обеспечивающей многоуровневость и непрерывность профессиональной подготовки на основе регионализации профессионального образования.

- Образовательная сеть округа, - полагает Коган, - должна обеспечивать доступ к максимально широкому комплексу образовательных услуг. При этом количество тех или иных образовательных учреждений должно соответствовать потребностям в соответствующих образовательных услугах, т.е. не должно быть их дублирования (избыточности).

Структура сети образовательных учреждений округа должна быть гибкой, т.е. позволять учреждениям встраивать горизонтальные связи в соответствии с изменением запроса к системе образования, перераспределять задачи при возникновении недостаточного или избыточного запроса на какую-либо образовательную услугу. Это может быть обеспечено через целенаправленную работу по формированию заказа к системе общего и профессионального образования, придание самостоятельности образовательным учреждениям, создание внутренней конкуренции в сети образовательных учреждений округа.

Структура сети образовательных учреждений округа должна быть открытой, т.е. ее услуги должны быть доступны для граждан, проживающих на территории другого округа, она не должна содержать «образовательных тупиков, она должна позволять реализовывать различные образовательные траектории, должна использовать существующую в рамках округа социально-культурную инфраструктуру.


Тот самый Юго-Западный округ, который был создан первым (10 сентября 2001 г.), объединил ОУ шести муниципальных образований – города Чапаевска, Безенчуксого, Красноармейского, Пестравского, Приволжского и Хворостянского районов. В округе 79 дошкольных образовательных учреждений, 11 начальных школ, 20 основных и 71 средняя школы, 16 учреждений дополнительного образования, два интерната, восемь учреждений начального и среднего профессионального образования. В учреждениях, подведомственных управлению Юго-Западного образовательного округа, в настоящее время обучаются более 32 тысяч детей. Для того, чтобы удовлетворить потребности системы образования округа в научно-методическом, материально-техническом, информационном и социально-психологическом обеспечении, в округе создан Ресурсный центр.

На территории округа активно реализуются целевые региональные и территориальные программы «Малокомплектная сельская школа в Самарской области», «Обеспечение образовательных учреждений Самарской области транспортными средствами», «Шаг в большой спорт» и целый ряд других программ. Создание Юго-Западного образовательного округа позволило в короткий срок решить множество проблем, и уже сегодня можно подвести некоторые результаты:

* сформирована система управления образованием по ведомственной вертикали;

* значительно расширен спектр образовательных услуг;

* действуют 60 «школьных» автобусных маршрутов;

* 2733 ребенка доставляются на обучение в образовательные центры из отдаленных населенных пунктов;

* уровень компьютеризации достиг соотношения 1 компьютер на 60 учеников;

* средний уровень знаний сельских школьников по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) приблизился к уровню знаний городских учащихся.
В департаменте уверяют – образование округа превратилось в действенный ресурс экономического развития территории, и считают это главным.

Вопрос о создании округов в губернии дебатировался долго и широко. Противников было довольно. Противились главы муниципалитетов – с созданием округов влияние местной администрации «секвестировалось», и серьезно: кадры сегодня это прерогатива руководителей ОУ (педагоги) и руководителей округов (директорский корпус), и департамента (руководители округов на конкурсной основе). Да, имеет место согласование, но «остатнее» слово за образовательным топ-менеджментом.

Директора школ новой административно-финансовой системы побаивались – она требовала иного уровня компетентности, грозила в случае профнесостоятельности потерей работы. Учеба и директорского корпуса велась с вхождением самарского образования в перестройку нон-стоп. И продолжает вестись – степень обучаемости у всех разная.

- До сих пор, - признается руководитель Юго-Западного территориального управления Владимир Пылев, - слышу: «Мы вчера ремонт в школе доделали, когда ждать с проверкой?» «Приемок не будет», - отвечаю. Вашей школе требовался ремонт, вы его сделали. Если он устраивает вас и, главное, ваших учеников, вопрос исчерпан. Охватить неусыпным контролем все шесть подведомственных территорий сложно. Да и не нужно. В условиях округа школе предоставлена свобода выбора. И сегодняшний директор – это в первую очередь хозяйственник, менеджер образования. Перед которым стоит задача сделать так, чтобы в его школу пришло как можно больше учеников.

Функции как руководителя округа – это, в первую очередь, создание условий для реализации максимальных возможностей каждого образовательного учреждения округа. И контроль за качеством оказываемых учреждением услуг. То есть функции руководителя округа заключаются не в том, чтобы управлять учреждением и ежесекундно контролировать сам процесс образования, а в том, чтобы принять конечный продукт, удостовериться в его добротности. Если говорить о механизме контроля, то одним из них является единый государственных экзамен.

Школа стала финансово-независимой, поскольку получила возможность тратить деньги на те направления, на которые считает нужным. Только с одной оговоркой, которую директора школ понимают очень хорошо: тратить так, чтобы завтра к тебе пришло больше, а не меньше детей.

Отсюда и потребность в новом типе руководителя образовательным учреждением – директоре-менеджере. Это звучит несколько ново. Более того, встает вопрос, а как он разберется в образовательном процессе? Но у меня есть встречный: а надо ли ему это? Для этого в школе есть заведующий учебной частью, это его полномочия. Конечно, быть совсем далеким от школьных проблем директор не может, и его функция не сводится только лишь к обеспечению образовательного учреждения «благами цивилизации», однако если не он, то кто сделает учебное заведение привлекательным для новых учеников?

Всего в Юго-Западном образовательном округе 32 тысячи детей. 26 тысяч – школьники. Практически каждого десятого, а суммарно это 2,7 тысячи, привозят в школу на автобусе. Некоторые ездят за 30 километров. Но это уже их личный выбор – люди предпочитают дальнюю, но качественную школу, ближайшей, но менее качественной.

Уже семь саратовских школьников предпочли своим школам школы Пестравского и Хворостянского районов Самарской области.
Сегодня на территории округа действует более 60 маршрутов подвоза, в основном расстояние колеблется от 10-12 километров. Для многих детей реализация программы «Школьный автобус» – единственный шанс получить хорошее образование. И уже сегодня можно отметить две тенденции: в сельской местности между школами начинается конкуренция, складывается образовательный рынок, и по качеству образования сельская школа начинает подтягиваться к массовой городской. Например, в ходе единого государственного экзамена по физике дети из Чапаевска и близлежащих территорий показали результаты не ниже большинства районов города Самары.

Некоторые школы осуществляют подвоз детей из трех-четырех населенных пунктов. Это явная заявка на создание образовательного центра. В идеале это должно выглядеть следующем образом: в каждом селе, независимо от количества детей, функционируют детский сад и начальная школа, а среднее и старшее звено сконцентрировано в одном из сел, куда дети доставляются на автобусах. В Юго-Западном округе планируется создать порядка 30 образовательных центров. Это будут не искусственные образования, такими центрами станут те школы, которые уже сейчас сумели заполучить к себе учеников из других школ. То есть предложили им более качественные образовательные услуги. Для сельского ребенка ежедневное путешествие на автобусе в результате оказывается выгоднее, чем сидение в «родной» школе, где физику, математику и английский преподает один и тот же человек.

Кстати, решив проблему с подвозом детей, мы решили проблему и с наполняемостью класса. Ряд психологических исследований свидетельствуют о том, что для успешного развития школьника в классе должно быть не менее 15 человек, а в школе не менее 100. Уже сегодня средняя наполняемость класса в округе – 16,5 человека, и это при том, что демографическая ситуация на селе очень сложная.

Одним из предполагаемых образовательных центров станет Красноармейская средняя общеобразовательная школа.

«Сейчас там обучаются 919 детей. 49 ребят из поселка Любицкий. В этом поселке Красноармейского ОУ есть филиал – начальная школа, где учатся 22 ребенка. Вообще, это миф, что реструктуризация сети – это непременно закрытие малоуспешной школы. Чаще всего они становятся филиалами более крупных. Мифом считают в департаменте и то, что причина гибели деревень – закрытая школа. Отсутствие работы в деревне, считают в департаменте, основываясь на социсследования, губит деревню. Пытаются мифы развенчать, но это непросто.

Население все еще часто воспринимает реструктуризацию как зло.

- Дважды, - рассказывает заместитель руководителя управления Кинельского территориальног оуправления Илья Нестеркин, - выезжали мы в село Грачевку с тем, чтобы убедить родителей – учеба детей в Комсомольской школе благо. Сомневаются. Боятся подвозов. Считают, что положительный опыт 10 наших ОУ, что занимаются этим – результаты того, что зимы были не слишком суровыми. Меж тем в Грачевке – там основная школа – учатся меньше 20 человек. В 12 тысяч обходится обучение каждого. В Комсомольской обучение обходится в пять тысяч и именно туда мы предлагаем возить старших ребят, оставив в Грачевке малышей и сделав ее начальной школой и филиалом.

Та же история в Парфеновке, чью школу в 77 учащихся мы полагали сделать из средней основной и филиалом Домашкинской. Очень трудно шел разговор, хотя мы и учителям работу предложили. В Комсомольской – грачевским, в Домашкинской – парфеновским. Вакансии, к счастью, есть. Двое из грачевских учителей ездить отказались…»
Меж тем, в Юго-Западном округе более пятидесяти педагогов на работу ездят. Вместе с учениками. И тратят на дорогу значительно меньше времени, чем самарцы, что и живут, и работают в одном и том же городе.

Впрочем, будет ложью утверждать, что работу найдут в образовании все, оставшиеся в виду реструктуризации, без таковой. Коган настроен жестко:

-Те учителя, качество преподавания которых устраивает заказчиков – родителей и учащихся, - найдут себе место. Те же, чья работа не удовлетворяет требованиям, предъявляемым заказчиками, не найдут себе нового места. Это рынок. Ни одна фирма не будет держать сотрудника, который плохо работает. Почему в школе должны быть такие учителя?

Что до чиновников от образования, то количество их с введением «окружной» системы тоже, знаете ли, сократилось. «До» их было 294, «после» стало 252. Экономический эффект – 850 тысяч рублей.

Коган считает такое падение численности аппарата недостаточным: «Падает, но не так быстро, как нам хотелось бы», но очень радуется тому обстоятельству, что лишь контролирует процесс «падения», а не вмешивается в него. Кадры оптимизируют на местах, понуждаемые обстоятельствами.

Количество общеобразовательных учреждений, по утверждению Когана, тоже упало. Но это не значит, что уменьшилось количество зданий, которые отданы под образовательные учреждения, хотя это тоже имеет место. Это значит, что произошло значительное укрупнение образовательных учреждений. Создана система филиалов малых школ вокруг крупных. Это не формальная филиальная сеть, она объединяет и педагогический, и материально-технический ресурс.

Численность общеобразовательных школ по ступеням образования также изменилась. Изменилось количество начальных школ. Изменилось количество основных. Менее всего на сегодняшний день изменения коснулись числа полных школ. Задача, которую мы здесь перед собой поставили, в том числе и при поддержке займа Всемирного банка, - это формирование на селе определенного количества крупных образовательных центров, а в городах отдельных школ старшей ступени. Здесь дети будут завершать школьное образование.

Численность дошкольных образовательных учреждений падает. Охват детей при этом растет. То же самое относится и к учреждениям начальног ои среднего профессионального образования. Количество учреждений падает, а количество студентов растет. Наполняемость учреждений НПО и СПО регионального подчинения за последние годы выросла практически в два раза за счет укрупнения самих образовательных учреждений».
В 2001 году постановлением губернатора в Самарской области была ликвидирована ведомственная система профессионального обучения. Все учреждения, каким бы ведомствам они не принадлежали, были переданы в департамент образования.

Что касается округов, то их 11.

11 же территориальных управлений Когановского департамента. Образованием Самары управляет соответствующее управление администрации города. В Тольятти действует департамент образования мэрии.

Несколько месяцев назад вышло постановление Правительства о проведении в Самарской области федерального эксперимента по организации управления образованием на основе создания образовательных округов. Подсчет цыплят намечен на 2005 год. Ежели количество и качество птицы удовлетворит Москву, система будет транслирована на Россию.

Светлана ВНУКОВА.
Made on
Tilda