Кор.: А как это происходит в других регионах?
Е.К.: Обычная наша практика заключается в том, что сегодня все это: и состояние зданий, и процесс обучения, и социальная поддержка, связанная с содержанием ребенка в детском саду, т.е. питание, ремонт, туалетные горшки, игрушки, врачи - все это является задачей одного ведомства - ведомства системы образования. За все должно платить оно. И это в принципе неправильно.
Одно ведомство не должно решать столь разноплановые задачи.
Кор.: Оно не справляется с решением этих задач?
Е.К.: Естественно. Оно решает их плохо, потому что распыляются профессиональные возможности ведомства. Нельзя быть специалистом во всем.
С точки зрения экспериментального подхода, образовательные ведомства должны отвечать только за образовательные услуги и, соответственно, только их и финансировать.
Кор.: Оплачивать работу педагогов?
Е.К.: Оплачивать работу педагогов, покупку методических пособий, методической литературы.
Кор.: А кто должен платить за игрушки?
Е.К.: Тоже образовательные ведомства, потому что игрушка для ребенка дошкольного возраста - это элемент образования.
А вот за содержание зданий образовательные ведомства отвечать не должны. Это, как я уже сказал, задача муниципалитета. И муниципалитеты должны закладывать в бюджет эту статью расходов - ремонт и содержание зданий, в которых располагаются образовательные учреждения.
Точно так же ведомства, отвечающие за социальную защиту граждан, должны планировать, кого и за какую сумму они будут кормить и укладывать спать в детских садах, какие семьи нуждаются в поддержке государства, а какие - нет. Возможно, эту заботу возьмет на себя тот же муниципалитет, если он настолько богат, что может позволить себе подобную щедрость.
Кор.: Короче говоря, за все кому-то надо платить. В том числе, и родителю. Это пока нам, выросшим в советское время, трудно усвоить. Очень хочется прожить на дармовщинку.
Е.К.: Но в нашем товарно-денежном мире ничего не бывает бесплатно. Хотя я понимаю, как трудно усвоить эту истину. Разговоры о деньгах особенно не вяжутся с пафосными призывами к борьбе «за счастливое детство подрастающего поколения».
Но непонимание экономических законов ведет к популизму как способу разбазаривания государственных денег. Приведу пример. Существует норма социальной помощи семье, которая рассчитывается в зависимости от доходов семьи. При этом почему-то не учитывается, что питание ребенка в детском саду является одной из статей доходов семьи. Почему? - Непонятно. Ведь если ребенок ест в детском саду, семья не тратит деньги на его питание? За это платит государство. Значит, сумма, затрачиваемая на питание ребенка в дошкольном учреждении, должна быть включена в доход семьи. Но это не учитывается. Другой пример - льготные рецепты на медицинские лекарства. Раз они льготные, значит часть стоимости лекарств оплачивается государством. И эта сумма - разница между действительной стоимостью лекарства и той ценой, которую платит за лекарство семья, тоже является доходом семьи. Но это не учитывается. Получается, что система льгот, предоставляемых семье одним ведомством, дублируется системой льгот другого ведомства. В результате деньги тратятся зря, потому что при таком подходе социальная поддержка оказывается абсолютно нечувствительной для тех, кто действительно в ней нуждается.
Ведь самый разумный способ социальной защиты состоит в адресных вложениях государства на нужды того или иного человека. Не всех вообще надо поддерживать, а поддерживать адресно. Это самый экономный и самый действенный способ поддержки. Он, с одной стороны, не порождает в обществе психологию иждивенчества. С другой стороны, появляется реальная возможность оказать ощутимую поддержку нуждающимся. Вот почему систему льгот нужно привести в порядок. В принципе, питание вообще не входит в перечень образовательных услуг. Ни в школе, ни в детском саду - нигде: за все это призваны платить родители. А если каким-то родителям это не под силу, для них существует некая государственная программа, которая окажет их детям финансовую помощь. Но норма такова: государство берет на себя весь процесс обучения и отвечает за его результаты, а родители (вместе со службами социальной защиты) отвечают за все, что связано с содержанием ребенка как в школе, так и в дошкольном учреждении - за питание, за организацию дневного сна.
Вот наш эксперимент и направлен на то, чтобы построить такую систему, где каждое ведомство отвечает за свою норму услуг, и эти услуги не перекрываются. И тогда каждое ведомство может сформировать свою финансовую базу под эту норму услуг.