Зачем нужно все так серьезно менять
У нас нет возможности ждать, потому что быстро и очень глубоко прошли экономические реформы. Уже 7 лет назад собственность в области на 90% стала негосударственной и экономика - максимально либеральной. Мы говорим, что на образование не хватает средств, но откуда их взять, если оно кадровыми, потенциальными ресурсами не поддерживает производство. Поэтому если бы мы не встроили образование в действующую экономику, то потеряли бы и то и другое.
Модернизация образования в нашей стране - это явление не уникальное. Сегодня, по существу, весь мир так или иначе меняет свои образовательные системы. Это связано с расширением доступа к информационным ресурсам, глобализацией мира в принципе, стиранием границ между странами Европы.
Бывая в Великобритании, я наблюдал, как интенсивно изменяется система образования этой страны. Причем по очень строгой схеме, под жестким управлением премьер-министра Тони Блэра, который четко представил всю идеологию перемен в образовательной отрасли с точки зрения будущего своей страны. "Успешен тот человек, который умеет меняться вместе с обстоятельствами. Вот такого мы должны готовить", - считает он.
В России эти мировые тенденции усугубляются еще одним очень важным обстоятельством. Наша страна делает еще один очень важный шаг, она переходит от одного общественного строя к другому, от одной формы собственности к другой. Мы знаем, какая это серьезная ломка не только в хозяйственных и социальных механизмах, но и в головах людей, в ментальности всей нации. Мы переходим от экономики, которая была ориентирована на государственные интересы, к другой форме жизни, когда и экономика, и государственная политика ориентируются на человека, его особенности и возможности. Это также называется либерализацией экономики, либерализацией политики.
Мы уже четко ощущаем на себе уход государства из ряда областей, которые оно прежде жестко держало в руках. Государство более не занимается назначением жизненного пути каждого человека, формированием заказов на ту или иную форму подготовки, распределением этих заказов. Оно уходит из этих сфер, и их надо занимать каким-то другим структурам, каким-то другим системам, скорее всего общественным.
Все, кто пользуется образовательными ресурсами страны, от президента до работодателей, от армии до церкви, начинают задумываться над тем, насколько эти ресурсы соответствуют потребностям экономики. Соответствует ли подготовленный специалист экономическим и социальным задачам, стоящим сегодня перед страной? Насколько готов учитель к переменам?
Ясно, что на все эти вопросы уже дан ответ, это теперь уже не обсуждается. И даже министр образования сегодня отказался от мысли о том, что наше образование лучшее в мире. Поэтому уже определена Концепция развития системы образования на 10 лет до 2010 года.
Сегодня государство более не выступает единственным заказчиком качества образования, теперь это еще крупные и мелкие компании, да и сами граждане.
Что предполагается сделать в рамках этих документов и этой идеологии? Во-первых, во всей системе образования принципиально изменить структуру финансовых отношений с обществом, включая и государство. Вторая задача - это структурная оптимизация образовательных ресурсов. То, что мы имеем сегодня, разорительно, оттягивает огромные средства и не дает ожидаемых результатов. И третья - изменение содержания образования.