События

Исследование ФИОП показало высокий спрос российского бизнеса на инженеров-технологов и растущую потребность в исследователях

Более 10 лет экспертная группа под руководством Е.Когана занималась экспертно - методическим сопровождением образовательных программ поддержанных РОСНАНО, регулярно проводила исследования результативности реализации этих программ и отсроченных эффектов для университетов и производственных компаний. Представляем релиз завершенного в 2020 году исследования.

https://fiop.site/press-tsentr/release/fiop/20210319-fiop-issledovanie-pokazalo-vysokiy-spros-na-inzhenerov-tekhnologov-i-issledovateley/

Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Группы РОСНАНО совместно с Самарским филиалом РАНХиГС проанализировали запросы российских высокотехнологичных предприятий на переподготовку и повышение квалификации своих специалистов. Базой для исследования стали заявки предприятий на создание образовательных программ, полученные Фондом с 2011 по 2020 годы. Результаты показали: у отечественного бизнеса стабильно высокий спрос на дополнительное обучение инженеров-технологов производства и в последние годы заметно растет интерес к сфере научных исследований и разработок.
Цель исследования — выделить наиболее востребованные предприятиями наноиндустрии группы специалистов и изучить эволюцию запросов, сформировать предложения по созданию нового учебного контента и оптимальным формам повышения квалификации. Для университетов и научных организаций, в первую очередь входящих в партнерскую сеть Фонда, полученные результаты станут дополнительным сигналом к обновлению собственных учебных программ и курсов. Бизнесу такая фиксация ключевых компетенций позволит более эффективно формировать заказ на подготовку работников.
«Фонд занимается работой по созданию образовательных программ для высокотехнологичного бизнеса в течение 10 лет. Важно знать происходящие на рынке изменения и быть готовыми к ним. Плюс всегда необходимо быть готовыми к решению новых задач, которые ставит государство. Сейчас это национальные цели, утвержденные Президентом России в 2020 году, и переформатирование организаций развития, которое сейчас происходит в рамках Группы ВЭБ.РФ. Используя накопленный опыт, мы должны быть готовы выйти на новые технологические направления», — отметил директор образовательных программ и профессиональных квалификаций ФИОП Станислав Нисимов. По его мнению, результаты исследования могут быть интересны коллегам из АНО «еНано», занимающимся разработкой онлайн-курсов, и специалистам, реализующим проекты в области ранней профориентации: им важно знать, на что направить внимание детей, чтобы они стали востребованными на рынке высококлассными специалистами.
Самой многочисленной группой, для которой высокотехнологичные предприятия запросили обучение, стали инженеры-технологи, инженеры-разработчики и узкопрофильные специалисты: потребность в их переподготовке отмечена в 87% запросов компаний. Второй по востребованности обучения является группа, объединяющая руководящий состав производства, а также специалистов, занятых в системе принятия управленческих решений — менеджеров, маркетологов, экономистов. Указание на данную целевую группу есть в 36% запросов, присланных за весь исследованный период. При этом в последние годы наметилась тенденция снижения спроса на обучение этой категории.
Зато заметно растет спрос на повышении квалификации специалистов, которых можно отнести в группе ученых и исследователей. В среднем за все годы заявки на дополнительное обучение этой категории персонала содержались в 18% полученных Фондом предложений, и в последние годы дефицит таких специалистов в компаниях увеличился примерно в полтора раза.
Наименьшей оказалась необходимость в образовательных программах для технических работников среднего звена и производственного персонала — это техники, рабочие, лаборанты. Заявки на их обучение присутствуют в 16,5% общего количества запросов и в последние годы в целом их число снижается. Авторы исследования полагают, что это связано с распространенностью представлений о необходимости подготовки данных профессиональных групп в системе среднего профессионального образования.
Закономерно отличаются запросы на обучение специалистов у предприятий разных технологических направлений. Так, в сфере разработки, производства и применения наноматериалов помимо инженеров-технологов чаще всего к Фонду обращаются за содействием в подготовке главных инженеров и заместителей руководителя по производству, специалистов по контролю качества, инженеров-исследователей (указаны в четверти запросов по данному направлению). Для оптики и электроники актуальным является обучение инженеров-технологов (35%), инженеров-разработчиков (31%) и инженеров-испытателей, тестировщиков (17%). В области медицины и фармакологии главной целевой группой для проведения обучения являются врачи-специалисты, чья деятельность связана с использованием высокотехнологичного оборудования и материалов (33% запросов). По направлению «Энергоэффективность» основными целевыми группами оказались инженеры-технологи (50%), технологи (25%) и производственный персонал (25%). Для компаний, занятых модификацией поверхностей — инженеры-технологи (57%) и инженеры-конструкторы (43%).
«Запросы предприятий на определенные компетенции свидетельствуют о стадии развития производственных технологий в том или ином секторе. Если нужны в основном разработчики, конструкторы, проектировщики, то отрасль находится в стадии становления. Потребность преимущественно в линейных инженерных специальностях означает, что у направления нет быстрого обновления технологий, но идет их активное внедрение в производство», — полагает директор Самарского филиала РАНХиГС Виктория Прудникова.
Для усиления кадрового потенциала deep tech индустрии при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ создано более 200 учебных курсов переподготовки и повышения квалификации; по ним обучено 106 тысяч специалистов предприятий и студентов. В числе технологических направлений, по который благодаря программам ФИОП ведется подготовка специалистов, есть новые материалы (например, разработка технологий синтеза металлических одно- и многокомпонентных порошков с заданными свойствами, в том числе для 3D-принтинга), фотоника (в частности, была программа по прозрачной лазерной керамике), разработка микроэлектроники нового поколения, проектирование приложений и устройств интернета вещей, геномика и биотехнологии в агропроизводстве и многие другие.
Развитием дистанционного образования в формате EdTech занимается дочерняя компания Фонда АНО «еНано»: по разработанным электронным курсам обучилось уже более 39 тысяч человек.
Made on
Tilda